ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГ О КРЕЙСЕРЕ “КИРОВ”

 

Г. КОСТЕВ

Родился в 1928г. Окончил ВВМУ им. Фрунзе (1950) и ВМА (1962). С 1962г – ком-р АПЛ СФ, зам.комдива АПЛ. С 1967г – начальник группы боевой службы ВМФ . В 1975- 1990гг – начальник кафедры тактики и оперативного искусства ВМФ ВПА им ЛЕНИНА.

Контр-адмирал (1978).

“ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СТРАНЫ В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ”

2000 г.

Стр. 266

…С. Г. Горшков – лауреат Ленинской премии за 1985 г. за освоение новой техники , в том числе атомного крейсера “КИРОВ” (Постановление ЦК КПСС и Совмина от 21. 2.1985 г. № 172).

Стр. 304

…Из других крупных НК постройки 70-80 г.г. особо следует выделить первый советский атомный НК – ракетный крейсер “КИРОВ”, заложенный в июне 1973 г. на Балтийском судостроительном заводе и вступивший в состав СФ 30 декабря 1980 г. Главный конструктор Б.И. Купенский.

Первый командир “КИРОВА” капитан 1 ранга Александр Сергеевич Ковальчук за испытания и введение атомного крейсера в состав сил флота был представлен к званию Героя Советского Союза или по крайней мере было обещано это звание главкомом ВМФ С. Г. Горшковым, но … звание Героя Социалистического Труда получил заместитель главкома адмирал Г. А. Бондаренко в 1985 г., возглавлявший правительственную комиссию по приемке “КИРОВА”. Ковальчук же стал в 1989 г.г. начальником старейшего в России военно-морского учебного заведения – ВВМУ им. Фрунзе.

…А.С. Ковальчук , будучи командиром первого советского атомного крейсера , не жалел ни себя, ни экипаж. Это было замечено С. Г. Горшковым. В непростых условиях осваивался этот сложнейший корабль, где все приходилось делать впервые. Неимоверными усилиями и самоотдачей А.С.Ковальчук и его экипаж ввели корабль в состав боеготовых сил.

Стр. 435

…Довелось капитану 3 ранга Ю.В.Мащенко увидеть посещение М. С. Горбачевым и города Североморска :

“…Я опускаю подробности , связанные с покраской морских камней и помывкой пирса и дороги с мылом, также опускаю рассказ о том “дурдоме”, который творился на кораблях, а расскажу о главном…. Как и в предыдущем своем посещении флота, Горбачев от визитов на корабли отказался, ограничившись посещением “КИРОВА”, где он раздавал ордена и медали.”

 

“НЕИЗВЕСТНЫЙ ФЛОТ”

2004 г.

Стр. 167

Речь идет о 3-й дивизии АПЛ (Западная Лица)

“…Из офицеров и мичманов 3-й дивизии формировался дивизион движения первого атомного корабля надводного флота “КИРОВ””…

Стр. 220

“В 1972 г. завершилось проектирование первого советского атомного надводного корабля. 26 марта 1974 г. на Балтийском заводе в Ленинграде заложили крейсер “КИРОВ”, который был спущен на воду 27 декабря 1977 г. Потом более 2-х лет атомоход достраивался на плаву. В это же время формировался экипаж для “КИРОВА”. По решению командира оперативной эскадры СФ контр-адмирала В. И. Зуба, в состав которой планировался крейсер , вновь назначенному командиру “КИРОВА” капитану 1-го ранга А. С. Ковальчуку было позволено отобрать на эскадре лучших специалистов. В последующем основная часть экипажа прошла специальную подготовку в учебном атомном центре, на кораблях СФ и на предприятиях оборонной промышленности, где создавалась принципиально новая техника для крейсера (всего более 60 новых видов, в том числе космическая система разведки и целеуказания).

Освоение атомной энергетической установки личный состав БЧ-5 сформированного экипажа “КИРОВА” поначалу прошел на атомном ледоколе. Крейсер вступил в состав флота 30 декабря 1980 г….”

“…намечался к производству еще один корабль типа “КИРОВ”. Считается, что первоначальное его название – “ДЗЕРЖИНСКИЙ”, хотя зачислен он в списки кораблей ВМФ 31 декабря 1988г как “АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ”.

Однако пятый крейсер даже не закладывался. Уже 4 октября 1990 г. он был снят со строительства…”

 

Н. АМЕЛЬКО

Родился в 1914г. Закончил ВВМУ им.Фрунз (1936) , ВАГШ ( 1956) .

Заместитель ГК ВМФ (1969-1978) , Заместитель начальника Генштаба ВС СССР (1978-1987 гг.). Адмирал

“В ИНТЕРЕСАХ ФЛОТА И ГОСУДАРСТВА”

2002 г.

Довольно критически оценивая деятельность Министра обороны Д.Ф.Устинова:

“…Аналогичная история произошла с атомными крейсерами типа “КИРОВ”. Их было 4, а почему – никто объяснить не может. Эти крейсеры водоизмещением более 27 тысяч тонн имеют на вооружении всего на 4 крылатые ракеты больше , чем крейсеры типа “СЛАВА” (водоизмещением 11 тысяч тонн), но разница в их стоимости огромная, если учесть, что 1 атомный крейсер обходился государству в миллиарды рублей, а крейсер типа “СЛАВА” стоил несколько миллионов”.

(Короче , Амелько был против всех крупных НК , поэтому ему и не дали адмирала флота (трижды) – Устинов возражал.)

Самое интересное – его отношение к нынешнему ГК ВМФ:

“Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.И.Куроедов сформировал руководство ВМФ из молодых, но имеющих опыт и, главное, понимающих всю сложность современных задач и отдающих все свои силы для их выполнения, претворения в жизнь. Особо следует отметить замов ГК – В. А. Кравченко , М. К. Бирюкова, П. Г. Сидоренко.

Сам ГК служит примером для всех своих подчиненных … Я верю, что флот при таком отношении Президента России и руководства ВМФ возродится в абсолютно новом качестве и будет верным, сильным защитником Российской Федерации”…

 

А. МИХАЙЛОВСКИЙ

Командир Ленинградской ВМБ (1978 – 1981гг) ,

Командующий Северным флотом ( 1981 – 1985гг)

“АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ИГЛА”

1999 г.

Стр. 146

“…знакомство с новым кораблем, согласно установившейся методике, порожденной годами службы, я решил начать не с “железа”, а с людей, объединенных в экипаж.

…Тяжелую ношу командира крейсера “КИРОВ”, первенца надводного атомного флота, принял на себя опытный моряк, североморец, капитан 1-го ранга Александр Ковальчук.

Я был знаком с Александром Сергеевичем по совместной службе на СФ еще с тех времен, когда он командовал там ракетным крейсером “Адмирал Зозуля”. …Серьезный, спокойный, строгий и очень ответственный офицер. Его “Адмирал Зозуля” являлся одним из лучших кораблей эскадры. Поэтому не удивительно, что Ковальчук был избран делегатом 25-го съезда КПСС, где мы, находясь в составе одной делегации, познакомились еще ближе. Именно там, в кремлевском Дворце, командующий СФ Г. М. Егоров представил офицера С. Г. Горшкову, что и решило судьбу Александра Сергеевича.

…В конце сентября 1978 г. экипаж Ковальчука двумя эшелонами прибыл в Ленинград и был включен в состав бригады строящихся кораблей. Однако разместили его, стараниями вице-адмирала Касьянова (НШ ЛенВМБ), не у Поцелуева моста, где жили подводники для новых лодок, а на Васильевском острове, в специально приготовленном военном городке, что на Кожевенной линии, неподалеку от Балтийского завода. Еще бы! Ведь по численности экипаж тяжелого крейсера равновелик целой дивизии атомных лодок!

Городок этот, по слухам, служил некогда женской тюрьмой, однако был реконструирован, приведен в порядок, и являлся особой заботой, даже гордости полковника-инженера М. Симуни (зам. Ком. Лен.ВМБ по строительству)…

…В дальнейшем я поближе познакомился, неоднократно встречался и даже подружился с Борисом Купенским, который, по мнению А. Ковальчука, является незаурядным теоретиком и практиком отечественного кораблестроения…

Стр. 231

…Однажды утром в адмиралтейском кабинете раздался характерный звонок аппарата правительственной связи … и тут же услышал гневный голос Горшкова :

- Какие такие боевые пловцы шастают у Вас вдоль борта “КИРОВА”? Вы что, уроки потопления линкора “Новороссийск” позабыли?... Мне только что звонил Романов! Он сообщил, что час назад в Неве, в десяти метрах от борта “КИРОВА” всплыл человек в маске и ластах…. Крейсер обследовать водолазами! Прикрыть сетями! Любых боевых пловцов немедленно уничтожить!...

…Прибывший из Кронштадта отряд борьбы с ПДСС отбомбил для профилактики акваторию, потом осмотрел причалы завода и ворот порта. Водолазы метр за метром обследовали подводную часть корпуса крейсера, но ничего подозрительного не обнаружили… О чем я доложил Главкому.

…Вскоре “КИРОВ” все же окружили металлической сеткой, подвешенной на поплавках от поверхности до грунта, а также усилили палубную охрану, в чем принял активное участие командир крейсера А. Ковальчук.

Стр. 259

…В марте 1980 г… меня сдерживало лишь предстоящее заселение экипажа Александра Ковальчука на построенный “КИРОВ”, поскольку с момента вселения командир берет на себя полную ответственность за корабль и людей…

…В субботу, 29 марта, после завтрака в береговой казарме командиры боевых частей и дивизионов перевели свои полразделения на корабль. Обедать им в этот день не пришлось. Матросы ограничились сухим пайком, а многие офицеры обошлись и без оного. Зато вечерний чай пили организованно. Каждый член экипажа уже в первую ночь спал на своей штатной койке…

…Целое воскресенье на крейсере шел аврал… Зато в понедельник заводчане и контрагенты, прибывшие утром на свои рабочие места, не узнали корабль. Он сиял чистотой, и в нем витал дух слаженного воинского коллектива.

О четкой работе экипажа и высоких организаторских способностях командира крейсера капитана 1-го ранга Ковальчука я не преминул в этот же день доложить Главкому, на что Сергей Георгиевич удовлетворенно хмыкнуть…

Стр. 270

…В последние дни апреля (1980 г.) меня больше волновал пуск 1-го реактора крейсера “КИРОВ”… Физический пуск ставит последнюю точку в летописи строительства корабля… Неудивительно, что физический пуск реактора издавна воспринимается на всех атомоходах как корабельный праздник. Вот с каким праздником я поздравлял капитана 1-го ранга Александра Ковальчука и в его лице весь экипаж крейсера, когда принимал доклад о физическом пуске 1-го реактора на этом корабле. Признаюсь также, что не только поздравлял, но, нарушив должностную инструкцию, подписал документ о предоставлении Александру Сергеевичу и его семье отдельной благоустроенной квартиры в очередной секции огромного дома на улице Чекистов. Правда, для этого пришлось заручиться поддержкой самого Г. Романова. Бесквартирный командир атомного ракетного крейсера – позор для флота. Подобного позора я допустить не мог.

…А 2-го мая на “КИРОВЕ” был успешно пущен второй реактор… Директор Балтийского завода В. Шершнев просил сразу же после Дня Победы организовать перевод крейсера в Кронштадт для докования и размагничивания с последующим переходом в Балтийск для морских испытаний…

Стр. 273

…К середине мая директор Балтийского завода доложил о полной готовности крейсера “КИРОВ” к переходу в Кронштадт, а в Ленинград прибыл адмирал Г. Бондаренко, назначенный председателем государственной комиссии по приемке этого уникального корабля в состав флота. Однако коварный уровень воды в Неве колебался ниже допустимого, гарантирующего безопасный выход крейсера из акватории порта.

Волновались не только мы с Бондаренко, непосредственно отвечающие за сроки начала испытания крейсера… Звонил 1-й заместитель министра судостроительной промышленности Игорь Белоусов… Дважды звонил Г. Романов, выражая уверенность в том, что моряки не подведут. Волновался и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Г. М. Егоров, требуя от меня личного присутствия на мостике корабля во время его первых шагов по морям. Еще бы: цена “КИРОВА” составляла солидную долю в бюджете города и отрасли.

В ответ на мой вопрос: Не многовато ли двух адмиралов на одного капитана 1-го ранга?

Георгий Михайлович мрачновато пошутил, сказав, что Ковальчук отвечает за экипаж, Шершнев за корабельное железо, Бондаренко пока ни за что, а вот за состояние пути, безопасность проводки крейсера и даже за уровень невской воды – весь спрос с меня.

…Ранним утром 28 мая крейсер с помощью буксиров был выведен с завода, протащен через акваторию порта и вытолкнут в Морской канал. Там Александр Сергеевич дал малый ход собственным турбинам, и все репитеры лага начали отсчет первых миль долгого плавания этого великолепного корабля…

…Лишь через двое суток, когда ветер стих, удалось протиснуть крейсер сквозь ворота Средней гавани и поставить его в док Велещинского, имея между килем и порогом батопорта минимальный зазор… Я только тогда и успокоился, когда воочию убедился в точности расчетов Бориса Купенского и ювелирной работе Александра Ковальчука.

Стр. 285

13 июля “Киров” был выведен из дока и поставлен на рейд..

Стр. 289

…7 августа на Красногорском рейде от имени Главкома ВМФ в торжественной обстановке на построении экипажа и многочисленной заводской сдаточной команды я вручил командиру крейсера “КИРОВ” Военно-морской флаг СССР.

Заводской флаг спустили, а над кораблем взвилось бело-голубое полотнище с красным символами армии и народа. Это означало, что крейсер готов к ходовым испытаниям.

Вскоре “КИРОВ” взял курс в Балтийск с последующим переходом на Северный флот…

 

“ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ (ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ)”

2002 г.

Много чего интересного и познавательного о 120 бррк и 7 ОпЭск в целом . Даются характеристики В.И.Зуба , Г.Власова, Д. Воинова , В. Баранника , Н.Мудрого , В. Колмогорова и т.д. Но беру конкретно наш корабль. Итак..

 

Апрель 1982 г. “Морской бой ОС РУС флота с АУГ противника”

Стр. 179

“…Зато командир корабля, мой давний и добрый знакомый Александр Ковальчук (или “ПАПА КАРЛО”, как любовно, но втихаря именуют его офицеры экипажа) на высокое начальство внимания практически не обращает. Он предельно внимательно следит за внешней обстановкой и обстоятельствами плавания, спокоен, организован, по мостику не бегает, лишь расхаживает, не спеша в просторной ходовой рубке, да обменивается изредка короткими репликами с рулевым, вахтенным офицером и штурманом.

“…Надежный командир – Александр Сергеевич- ответственный, предусмотрительный , неторопливый. На рожон не полезет, в опасное положение корабль не поставит. Он и экипаж свой воспитывает в том же духе. Плавать у него на борту – одно удовольствие…”

Стр. 183

…Много было и других главкомовских загадок в этом походе. Так, он наотрез отказался покидать ходовую рубку и мостик крейсера для того, чтобы спуститься на ГКП, расположенный внутри корпуса, под многослойной конструктивной защитой бортов и палуб…

- Вы что думаете, я не понимаю значение ГКП на таком флагманском корабле, как “КИРОВ”? Ошибаетесь! Это ведь я в свое время заставил Купенского убрать систему управления под надежную защиту, поскольку такая консервная банка,-стукнул пальцем Сергей Георгиевич по подволоку ходовой рубки, – может спасти разве что от ветра и дождя…”

Стр. 186

…А потом состоялась стрельба крылатыми ракетами по мишенным позициям... В заключение обозначил ракетный удар пуском одного “Гранита” и сам “КИРОВ”.

Наблюдать запуск этой семитонной машины из наклонной шахты, упрятанной под палубой корабля, лично мне (да и Главкому !) пришлось впервые…”

 

 

И. ХМЕЛЬНОВ

“РОССИЙСКИЙ ФЛОТ. ДОБЛЕСТЬ И НИЩЕТА.”

2003 г.

Стр. 351

С 1981 по 1984 начальником штаба 120-й бригады ракетных кораблей был я. Командиры кораблей (А. Ковальчук , С. Лебедев, В. Ярыгин, Е. Мурашов, В. Перегудов, С. Леоненков и др.) прошли хорошую морскую школу службы на эскадре, заложенную Г. Голотой, В. Лапенковым, А. Калининым, В. Зубом, А. Скворцовым, Д. Воиновым и др…

Ее (эскадру) называли крейсерской школой толковых командиров и дальних походов. В этом отношении ни один из флотов не может быть сравним с Северным…

Стр. 361

1983 год.

12 марта “КИРОВ” посетил МО СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов

20 мая по итогам БП “КИРОВ” награжден переходящим знаменем Военного Совета СФ.

1984 год

С 31 марта по 8 апреля – участие кораблей в учении “АТЛАНТИКА -84”

С 4 по 24 октября “КИРОВ” под флагом командующего СФ И. М. Капитанца совершил выход в район юго-западнее Багамских островов для обследования района аварии АПЛ “К-219”.

1985год

За успехи в БП наименование “отличный корабль” присвоено ТАРКР “КИРОВ”.

Призы ГК ВМФ завоевали: “КИРОВ” – по ПВО.

1989год

7-9 апреля “КИРОВ” под флагом 1-го заместителя ком.СФ вице-адмирала И. Касатонова срочно выходил в море в район аварии АПЛ К-278 (“Комсомолец”). 8 апреля крейсер принял на борт 46 подводников с АПЛ (27 живых).

Стр. 379

В 1981 г. мне посчастливилось принять участие в освоении прекрасного корабля – новейшего тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) “КИРОВ” проекта 1144.

Этот тип кораблей носил красивое название “ОРЛАН”. Он прибыл в состав надводных ударных сил флота 5 октября 1980г. и был включен в состав 120 брк. Командиром бригады был контр-адмирал Д. Воинов.

Стр. 386

В мае 1984 г. в Североморске произошел взрыв складов боеприпасов… На кораблях экстренно вводились электромеханические установки, по готовности суда отходили от причалов. Атомный крейсер “КИРОВ” самостоятельно, без вспомогательных буксиров отойти не мог. И тогда командир корабля капитан 1-го ранга А.С.Ковальчук применил корабельную артиллерию, чтобы не допустить поражение крейсера разлетающимися ракетами.

По итогам боевой подготовки приказом Министра обороны Краснознаменный ТАРКР “КИРОВ” был награжден вымпелом МО СССР “За мужество и воинскую доблесть”.

Стр. 418

…интерес к российским кораблям в зоне 5-й эскадры объясняется еще и тем, что в 52-ю точку, в районе Ливии , в середине января 1984 г. встал на якорь ТАРКР “КИРОВ”, вошедший в состав ОБК СФ. Командир эскадры вице-адмирал В.Селиванов со штабом держал флаг на борту крейсера.

…Появление в Средиземном море ТАРКР вызвало беспокойство со стороны военного руководства НАТО. Слежение за крейсером продолжалось в период всей боевой службы до возвращения его в Североморск.

Стр. 422

К концу февраля ОБК СФ встал на якорь в точку №64, где начали подготовку к возвращению домой… На “КИРОВ” запасов не подавали… Ночью поступило радиосообщение с КП СФ: ТАРКР “КИРОВУ” в охранении БПК “Огневой” следовать назначенным маршрутом в Североморск. Старшим назначен командир “КИРОВА”.

Стр. 460

…В конце сентября стало известно, что вручать Золотую звезду “Город-герой” Мурманску будет М. С. Горбачев…

…2 октября у штаба флота командующий флотом встречал чету Горбачевых…

…С причала осмотрели РКР “Маршал Устинов”, поднялись на борт атомного крейсера “КИРОВ”, где Михаил Сергеевич встретился с личным составом.

 

И. ДРОГОВОЗ (под общей редакцией А. Е. ТАРАСА)

БОЛЬШОЙ ФЛОТ СТРАНЫ СОВЕТОВ

2003 г.

Стр. 443

“… 27 марта 1974 г. на Балтийском заводе был заложен головной корабль проекта 1144 – “КИРОВ”.

…Пример атомного крейсера “КИРОВ” наглядно показывает, корабли какого качества поставляла флоту судостроительная промышленность. В представлении, направленном Главной военной прокуратурой Министру обороны СССР маршалу СОКОЛОВУ в сентябре 1986 г., говорилось:

“В 1980 г. технически неисправным, неукомплектованным и без проведения ряда испытаний принят от промышленности тяжелый атомный крейсер “КИРОВ” постройки Балтийского завода имени С. Орджоникидзе. Некоторые системы и изделия неисправны до настоящего времени, он стоит в ожидании заводского ремонта.

Тем не менее, на момент подписания приемного акта предприятию выплачено …99,9% процента стоимости крейсера. По инициативе Минсудпрома вручены государственные награды 3 тыс. человек, в том числе 13 должностным лицам из состава приемочной комиссии. Троим присвоено звание Героя Социалистического Труда, среди них – председателю комиссии адмиралу Г.Бондаренко.

В наградном листе говорится о “тщательной проверке работоспособности всех систем корабля и возможности его эффективного использования с высокой степенью надежности боевого применения”… Под давлением изготовителей акты приемки подписываются и при наличии в них заключений специалистов о неготовности корабля… Допускаемые нарушения граничат с преступлением со стороны отдельных лиц.

15.09.1986 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.170 260 УК РСФСР”

Неудивительно поэтому, что ТРКР “КИРОВ” практически не эксплуатировался. Единственную свою боевую службу он нес в 1984 году, второй раз отправился в дальний поход лишь через 5 лет(!), в конце 1989 г., но через два месяца вернулся в Североморск – вышел из строя носовой реактор – и на долгие годы встал у стенки, где постепенно пришел в полную непригодность. Помимо катастрофической нехватки денег, возможности его ремонта в значительной мере затруднило то обстоятельство, что преобладающую часть вооружения и оборудования крейсера составляли опытные образцы, вообще не подлежащие ремонту.

Несмотря на грозные строки прокурорского представления, весь пар ушел в гудок.

В декабре 1986 года М. Горбачев дал указание Генеральной прокуратуре СССР прекратить уголовное дело в отношении лиц, замешанных в афере с приемкой от промышленности небоеспособных кораблей…(ссылка на журнал “Собеседник” 1991г №14 ).

Стр. 446

…Основным вооружением “КИРОВА” стал противокорабельный ракетный комплекс “ГРАНИТ”. В носовой части крейсера в подпалубных пусковых установках (что было новинкой в советском флоте ) разместились 20 крылатых ракет , разработанных в КБ Челомея… Интересно другое: “Водрузив на тяжелый атомный крейсер “подводные” по происхождению (т.е. предназначенные для АПЛ пр.949 и 949А) ракеты “Гранит”, пришлось для экономии, чтобы не разрабатывать новую пусковую установку, тащить на надводный корабль “лодочную”. В результате, чтобы выстрелить с ТАРКР ракетой, нужно закачивать в ПУ забортную воду, поскольку это было необходимо делать на лодке. А вот принять на вооружение компактную и, в отличие от “царь-ракет”, практически неуязвимую для средств самозащиты кораблей тактическую ракету мы до распада СССР так и не успели”… (ссылка на журнал “Тайфун” №34)

…После первого же удара по противнику крейсер мог остаться безоружным. Пополнение боезапаса в открытом море (для этого требовалось перегрузить с транспортного судна на крейсер семитонные махины длиной 10 метров) было делом нереальным. Такой вот атомно-ракетный подводно-надводный советский спектакль абсурда!

Стр. 449

…Для повышения живучести на крейсерах пр. 1144 впервые за десятки лет снова появилось бронирование: бортов в районе реакторного отсека=100-мм , рубка- 80-мм.

(Далее идет критика всех видов вооружения)

 

В. ЗОЛОТАРЕВ и В. ШЛОМИН

“КАК СОЗДАВАЛАСЬ ВОЕННО-МОРСКАЯ МОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА”

2003 г.

Стр. 379

“…Большим достижением следует считать и постройку атомных крейсеров. Их проектирование началось в 1968 г. ПКБ под руководством Н. В. Юхнина. Главным конструктором был лауреат Ленинской премии Б. И. Купенский, главным инженером – А. А. Терентьев… Английский справочник “ДЖЕЙН” относит эти крейсера к классу линейных крейсеров.

Первым командиром “КИРОВА” стал капитан 1-го ранга А. С. Ковальчук. Под его руководством комплектовался и проходил обучение экипаж крейсера. А. Ковальчук вспоминал, что постройке и введению в строй корабля большое внимание уделяли ГК ВМФ С. Горшков, В. Н. Чернавин, зам. ГК по кораблестроению П. Г. Котов, академики А. П. Александров ( по реактору) и В. Н. Челомей (по ракетному комплексу).

 

 

И. КАПИТАНЕЦ

“НА СЛУЖБЕ ОКЕАНСКОМУ ФЛОТУ 1946-1992гг.

ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ДВУМЯ ФЛОТАМИ”

История создания 7 оперативной эскадры

Эскадра НК СФ была создана 12 августа 1944 г. Ее состав:

– два дивизиона английской постройки

1июля 1949 г. – расформирована и создана на ее основе бригада ЭМ.

22 декабря 1950 г. – из бригады создаются 20 дивизия НК в составе 121 и 176 бригады ЭМ.

25 декабря 1952 г. на базе дивизии создается 6 эскадра СФ в составе :

15 августа 1953 г. – переименована в эскадру Северного флота.

5 мая 1956 г. эскадра СФ переформировывается. В ее состав входят 2 и 5 дивизии крейсеров.

1 апреля 1961 г. эскадра Северного флота расформировывается, на ее базе создается 2 дивизия противолодочных кораблей.

1 февраля 1968 г. создана 7 оперативная эскадра кораблей Северного флота (Атлантическая) в составе крл “Мурманск” и 170 бригады ЭМ.

Стр.587

…3 октября 1986 года на АПЛ “К-219” произошел взрыв ракеты в шахте №6…

На следующий день на атомном крейсере “КИРОВ” (командир бригады А. Ковальчук, командир корабля С. Лебедев, старпом В. Рогатин) я вышел в район аварии, взяв с собой командующего флотилией контр-адмирала И. Литвинова и второй экипаж АПЛ. В течении 6 суток скоростью 26 узлов крейсер следовал для оказания помощи К-219. Однако на 3-й день буксировки, 6 октября, АПЛ затонула; командир РПКСН И. Британов и вахта с разрешения ГК ВМФ покинули корабль. Суда доставили экипаж на Кубу, откуда самолетом его возвратили в Москву, а затем на Север.

Атомный крейсер “КИРОВ” прибыл в точку гибели К-219 и в течение 6 суток вел поиск в районе и производил замеры уровня радиации. Глубина океана в этом районе составляла 5000-6000 м, и трудно было ожидать , что какие-либо предметы могут всплыть на поверхность. На седьмые сутки прекратили поиск и замеры и взяли курс в базу…

 

А. ПАВЛОВ

“АТОМНЫЕ КРЕЙСЕРА ТИПА КИРОВ”

Якутск, 1997 г.

Стр. 15

Для постройки нового типа кораблей специально была построена поточная линия первичной обработки листовой стали. Для гибки и правки брони применялся двухплунжерный гидравлический пресс усилием 1250 тс… Всего для корпуса крейсера необходимо было собрать и сварить свыше 300 объемных секций с массой до 80 тонн. Надстройка с 70% насыщением формировалась отдельно.

Стр. 16

…7 апреля 1989 г. крейсер находился в море, когда поступил срочный приказ полным ходом идти к месту гибели АПЛ “Комсомолец”… Это обычное в боевых условиях форсирование хода оказалось для корабля непосильным: вышел из строя главный редуктор. Поскольку он герметично закрыт, его невозможно было отремонтировать на месте, да это и не предусматривалось, т.к. такие механизмы обычно “живут” дольше самого корабля. Не предусмотрено было и его извлечение из корпуса. Промышленность предложила срезать над редуктором все боевые посты, вырезать лазы в палубах и через верх вынуть вышедший из строя агрегат. Поскольку специалисты ВМФ признали такой способ весьма дорогостоящим, от них же поступило предложение достать редуктор снизу, вместе с участком днища. Крейсер был поставлен в док. Вырезанный блок отправили по железной дороге на завод. После ремонта операция была произведена в обратном порядке.

В принципе, конечно, получилось проще и технологичнее, но в результате длительной загрузки дока аварийным крейсером на нем (доке) не смогло пройти плановое докование целое соединение ПЛ.

После ремонта во время ходовых испытаний потек первый контур ППУ левого борта.

И снова были произведены работы с вырезанием корпуса. После этого крейсер ушел на боевую службу в Средиземное море, чтобы, втрое сократив срок плавания, вернуться в базу, т.к. потек первый контур ППУ правого борта. Ремонт затянулся…

22 апреля 1992 года Краснознаменный крейсер “КИРОВ” (почетное звание присвоено 25 июля 1977 г.), уже с заглушенными реакторами, выгоревшей активной зоной, неспособный выйти в море , был переименован в “Адмирал Ушаков”…

Бортовые №№: 181 ,076, 065, 052 , 085 ,092, 059, 090…