К 80-летию Н. И. Шипилова

10 сентября 2019 года исполняется 80 лет со Дня рождения первого командира БЧ-5 ТАРКР «Киров» Шипилова Николая Ивановича.

Николай Иванович Шипилов родился 10 сентября 1939 года на Украине в городе Пролетарске Лисичанского района Луганской области.
Его родители: отец – Иван Илларионович и мама – Мария Федоровна родом из крестьян, русские, уроженцы села Конопляновка Сватовского района, что на Луганщине. Перед Великой Отечественной войной они жили и работали в городе Пролетарске Луганской области. Отец-фронтовик, прошел всю войну, был в окружении, потом с боями выходил из окружения. В 1941 году Мария Федоровна с двумя детьми переехала в родное село, где и работала до возвращения с войны Ивана Илларионовича.
После войны семья переехала в город Верхний Лисичанского района Луганской области. Отец работал в органах торговли на различных должностях: экспедитор, технолог, последняя должность – заместитель директора Лисичанского пищекомбината. Мама была домохозяйкой. Но, Николай Иванович не любит это слово, так как на матери держалось все благополучие многодетной семьи Шипиловых, в том числе пятеро детей и их бабушка. Несмотря на то, что жили в городе, продолжалась та же крестьянская жизнь, что и в селе: свой дом, огород, скотина. Работали ежедневно с раннего утра и до позднего вечера, без праздников и выходных.
Николай с детства был приучен к тяжелому крестьянскому труду. В 1947 году поступил и в 1957 окончил среднюю школу на «хорошо» и «отлично». С 1955 по 1966 год был активным членом ВЛКСМ.
В 1958 году поступил в Лисичанское педагогическое училище, которое окончил в 1961 году по специальности «преподавание труда в 5-8 классах общеобразовательной школы». По этой специальности проработал ровно год: с августа 1961 года по август 1962 года – учитель труда в 5-8 классах средней школы №2 города Первомайска Луганской области.
В сентябре 1962 года Шипилов Н. И. был призван в ряды ВС СССР. Срочную службу проходил в школе сержантов войск правительственной связи в городе Воронеже, где готовили специалистов передвижных радиолокационных станций. Воинская часть была из образцовых, военная служба ему сразу понравилась. И когда до окончания школы оставалось 1,5–2 месяца, Николай написал рапорт на имя командира части с просьбой разрешить ему сдавать вступительные экзамены в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. В 1963 году успешно сдал экзамены и поступил в училище.
В училище учился прилежно – брал с охотой все, что давали преподаватели. Знал, что все это потом пригодится в период дальнейшей службы на кораблях флота. На диплом с отличием чуть-чуть не дотянул из-за одной четверки по курсовой работе. Окончил училище в 1968 году по специальности «Паросиловые энергетические установки». После окончания училища для дальнейшей службы выбрал Северный флот.
Службу проходил на крейсере «Мурманск»: с VIII-1968 г. по XII-1971 г. – командир машинной группы ДД БЧ-5, с II-1971 г. по XII-1971 г. – командир ДЖ БЧ-5, а с XII-1971 г. по X-1976 г. – командир ДД БЧ-5.
После службы на «Мурманске» в октябре 1976 года был назначен первым командиром БЧ-5 Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров», где проходил службу до мая 1984 года. Под его руководством в условиях своих сложностей изучения, а потом и особенностей эксплуатации ядерной ГЭУ, технических средств корабля проходило становление на берегу и в море личного состава БЧ-5 крейсера. С началом пуско-наладочных работ электромеханики, специалисты по эксплуатации ГЭУ первыми начали нести вахту по боевым сменам в море и на стоянках корабля. На плечах БЧ-5 лежала огромная ответственность за радиационную безопасность, за жизнеобеспечение деятельности экипажа, взрывопожаробезопасность и живучесть корабля. Благодаря умелому руководству командованием и офицерами боевой части личный состав получил хорошую практику при монтаже, наладке и испытании материальной части, Это, несомненно, расширило кругозор и навыки моряков в обслуживании техники в море. Николай Иванович не просто корабельный офицер. Это инженер-механик от бога. Ему не просто было дело до всех механизмов и агрегатов крейсера, но он лично вникал и знал все – от забортных клапанов до зоны реактора. Этого же требовал от всего личного состава БЧ-5. С другой стороны – он никогда не гнушался советов подчиненных офицеров в решении возникающих технических проблем. Да, Николай Иванович был требовательным командиром, но не хамом, от него никогда не слышали нецензурщины. Складывалось впечатление, что Шипилов Николай Иванович и служба на крейсере «Киров» - его заведование не разделимое, одно целое. Все механизмы и агрегаты для него были одушевленными, живыми. Он любил то, чем занимался на «Кирове», и отдавал этому всего себя. И еще что удивительно, он никогда не жаловался и не плакался на трудности крейсерской службы. Мог спать по 2 часа в сутки – потрясающий трудоголик. Всегда был чист и опрятен, что не просто для механиков. И этим являлся примером и образцом для всего личного состава крейсера.
Имя первого командира БЧ-5 Шипилова Н. И. произносилось всеми членами экипажа с особым уважением. К любому делу он всегда относился с душой, с полным осознанием ответственности, которая на него возложена за состояние техники, подготовки по специальности и воспитания подчиненных.
Приказом МО СССР от 12 марта 1984 года капитан 2 ранга Шипилов Н. И. был назначен в ПК ГПК ВМФ – Постоянную комиссию государственной приемки кораблей ВМФ в город Москву, где проходил службу в течение 10 лет до увольнения в запас в 1994 году.
Со слов самого Николая Ивановича в составе ПК ГПК ВМФ он был единственным командиром БЧ-5. Остальные были командиры и флагманские специалисты эскадр, дивизий, бригад. Состав очень серьезный. Через год он уже в составе комиссии в качестве руководителя электромеханической секции принимал корабли в состав ВМФ. Новичком себя в делах технических и флотских не чувствовал. Но, это была уже совсем другая служба, с элементами дипломатии. Иногда был и председателем комиссии по приемке кораблей. Так, запомнился прием плавмастерской в Польше. Не простая это была работа, когда команда хотела подольше быть в командировке, а заводу и флоту «в копеечку влетал» каждый лишний день.
Николай Иванович Шипилов примерный семьянин. В браке со своей женой более 60 лет (женился 21 декабря 1958 года). Его супруга Любовь Григорьевна по образованию педагог начальных классов, имеет большой педагогический стаж работы в школе. Вырастили и воспитали двух дочерей. Старшая Ирина – инженер-строитель, а младшая – Элеонора – детский врач. Дочери замужем. У Николая Ивановича и Любови Григорьевны четыре внука: Антон, Артем, Георгий и Иван. Они гордятся своими дочерьми и внуками. Сам Николай Иванович с добротой и любовью отзывается о своих внуках – «Все ребята хорошие, добрые. Старшие помогают нам, звонят. Семья – наше богатство, наша поддержка и опора. Одним словом – «что посеешь – то и пожнешь»! Очень хорошо сказано!
Николай Иванович Шипилов служил честно, всегда исключительно добросовестно исполнял возложенные на него обязанности. К службе на флоте, на каких бы должностях не служил, относился с полной отдачей сил. Он сам подсчитал, что от лейтенанта до капитана 1 ранга прослужил 17 лет (звание «капитан-лейтенант» получил досрочно). В общей сложности прослужил на флоте 31 календарный год. Награжден орденом «Красной Звезды», «За службу Родине в ВС СССР» 3 ст. (1990 г.), медалью «Воину-интернационалисту», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР (Указ от 28 декабря 1988г.), и еще более 10 медалями министерств и ведомств.
Николай Иванович очень дорожит Грамотой ГК ВМФ Адмирала флота Советского Союза Горшкова С. Г. от 23 июня 1974 года за добросовестную службу. Капитан 1 ранга в/о Шипилов Николай Иванович является ветераном Вооруженных Сил, Военно-Морского флота, Краснознаменного крейсера «Киров» (удостоверение №1003 от 27 февраля 1983 года).
В настоящее время Шипилов Николай Иванович на пенсии, проживает в городе Москве. Несмотря на трудности перехода от активной флотской жизни и состояние здоровья они с супругой не унывают. Радуются успехам своих дочерей и внуков. Внимательно следят за политическими событиями, возрождением страны и ее Вооруженных Сил, в том числе – Военно-Морского флота, которому отданы самые лучшие годы своей жизни. Вот с каким уважением говорит Николай Иванович о своей службе на кораблях –«Мои крейсера живут со мной. Крейсер «Мурманск» стоит в макете на телевизоре, а крейсер «Киров» в двух картинах со мной в спальне. Один «Киров» - на волне, в море, другой – на стоянке, на рейде».

 


Г. Сосновый Бор. Закончено обучение в центре переподготовки специалистов по обслуживанию ЯЭУ, 1978 год.
Первые офицеры тяжёлого атомного ракетного крейсера «Киров» - офицеры электромеханической боевой части и химической службы.


ВГ69, перед заселением на корабль.


Шипиловы Николай Иванович и Любовь Григорьевна
(в браке с 21 декабря 1958 года).


Николай Иванович с супругой Любовью Григорьевной, дочерью Элеонорой и внуком Артемом.

Уважаемый Николай Иванович!

Совет ветеранов и сослуживцев Краснознаменного Тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» сердечно поздравляет Вас с 80-летием со дня рождения!
От всей души желаем Вам не унывать по жизни, а радоваться каждому новому дню. Пускай Бог даёт Вам здоровье, силы, достаток, счастье, уют и покой. Везения во всех начинаниях. Поддержки от родных и близких. Пусть вдали от Вас будут неудачи и тревоги, пусть рядом всегда будут любящие близкие и друзья!

 



К Юбилею Н.И.Шипилова (слайд-фильм Василия Момота).


 

Первый заместитель командира БЧ-5 по политчасти ТАРКР «Киров» Подповетный В. И.

Дорогой Николай Иванович!

Искренне поздравляю Вас с Юбилеем!
Вы не только прекрасный семьянин, но, прежде всего, преданный Флоту корабельный офицер. Служить с Вами, человеком глубоко знающим свое дело, уважающим человеческую Душу каждого своего подчиненного, было не просто интересно, хотелось подражать Вам. Я благодарю судьбу за то, что она свела меня с Вами на Флотской Миле!
Здоровья Вам на долгие Лета, оптимизма, семейных радостей и приятных воспоминаний о службе на Флоте!

С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями,
капитан 2 ранга Подповетный Владимир Иванович

 


 

Соболев С. В., командир МКГ, ДД, БЧ-5 ТАРКР «Киров», старший офицер ТУ СФ.

Уважаемый Николай Иванович!

Поздравляю Вас с серьезным и значимым юбилеем. Здоровья Вам и долгих лет. Правда, Вы, как Механик, здоровья своего никогда не жалели и всегда переживали за дело и за каждого из нас. По этой причине Вы и справились с самой серьезной задачей в Вашей жизни – стать Первым Командиром БЧ-5 Первого атомного ракетного крейсера «Киров». Мы Вас уважали и старались с Вами выполнять поставленные ежедневные электро – механические задачи, лучше. Вы меня учили и научили чувствовать механизмы и управлять теми, кто их обслуживает. И я впоследствии, сев в Ваше кресло в ПЭЖе, смог продолжать начатое Вами дело - давать ход и энергосреды нашему крейсеру. Никогда не бывало все идеально, неисправности были всегда, помните, как слушали турбину и смотрели давление страгивания? Это был венец нашей работы – готовность к бою и походу! Спасибо Вам за жизненную и механическую науку. Удачи, счастья с близкими вам людьми и здоровья!

Капитан 2 ранга запаса Соболев Сергей Викторович