ПРОЛОГ

ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР “КИРОВ”
(альманах “Тайфун” 2002г., № 2)

   Краснознаменный Тяжелый атомный ракетный крейсер “Киров” по праву можно назвать гордостью ВМФ СССР: его строила вся страна, свыше шестисот различных предприятий поставляли на его борт новейшее оружие и боевую технику, лучшие конструкторы воплотили свой многолетний опыт в создание корабля, аналогов которому в мире нет.
    Первые проектные исследования корабля с АЭУ начались еще в 1964 г. К тому времени в нашей стране уже был построен первый в мире атомный ледокол “Ленин” (1959), в США в боевой состав ВМС вошел атомный крейсер УРО “Long Веасh” (1961), в обеих странах был накоплен определенный опыт по эксплуатации АПЛ.
   Разработку проекта нового корабля поручили ленинградскому Северному ПКБ. Главным конструктором был назначен Борис Израилевич Купенский, под руководством которого к тому времени уже были созданы корабли пр.50 и 61. Непосредственное участие в в процессе создания корабля принимал Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков.
Проектирование заняло значительное время, и в результате в 1972 г. вместо первоначально задуманного БПК водоизмещением 8000 т был разработан проект принципиально нового корабля — тяжелого атомного ракетного крейсера водоизмещением 26 тысяч тонн!
   Как известно, с конца 1950-х гг. в силу своеобразных взглядов советского лидера Н.С.Хрущева на роль ВМФ и, в частности, надводных сил, строительство больших надводных кораблей в нашей стране не велось. В боевом составе флота оставались артиллерийские крейсеры пр.68бис (последний из которых, “Мурманск”, вступил в строй в 1955 г.) водоизмещением 16 300 т; а также значительное меньшие по водоизмещению ракетные крейсеры пр.58 (5300 т) и пр.1134 (7130 т).
История атомного ракетного крейсера Киров

С цветами – Б.И.Купенский
  Строительство “Кирова” стало поистине революционным шагом в развитии отечественного ВМФ.
   Трудно перечислить все новейшие образцы вооружения и военной техники, разработанные нашей промышленностью, которыми оснащался крейсер.

   Закладка корабля состоялась 27 марта 1974 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.

    Формирование экипажа началось два года спустя. На первом этапе экипаж был укомплектован из офицеров
7-й ОПЭСК, флотилий ПЛ, а также выпускников ВВМУ.

  Командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, к тому времени уже в течение трех лет командовавший РКР “Адмирал Зозуля”.
История атомного ракетного крейсера Киров
Балтийский завод .Март 1980г.
ГК ВМФ С.Г.Горшков оценивает готовность корабля. Справа вверху – контейнер противолодочной ракеты комплекса “Метель”
История атомного ракетного крейсера Киров    Родился Александр Сергеевич 8 апреля 1938 г. в Днепропетровске. После окончания ВВМУ им. М.В.Фрунзе служил в должностях помощника командира 130-мм артбатареи ЭМ “Московский комсомолец” и “Находчивый”, затем командиром батареи МЗА и командиром группы управления огнем “Находчивого”, командиром БЧ-2 “Московского комсомольца”. В середине 1960-х гг. он стал сначала помощником, а затем и старпомом командира ЭМ “Бывалый”. После обучения на 6-х ВСОК в октябре 1970 г. его назначили старшим помощником командира новостроящегося БПК “Адмирал Макаров”, а через три года — командиром РКР “Адмирал Зозуля”.
   В октябре 1976 г. Александр Сергеевич стал командиром головного ТАРКР “Киров”, командирский мостик которого он оставил только в июле 1984 г., возглавив соединение ракетных кораблей СФ (заочно закончил ВМА), а затем став начальником ВВМУ им. М.В.Фрунзе, откуда и вышел в отставку в звании контр-адмирал.
    Двадцать девять лет непрерывной службы на надводных кораблях и 15 лет в должности командира крейсера. Молодой перспективный офицер (командиром самого современного для того времени крейсера был назначен в 35-летнем возрасте) мог пойти в ВМА и, закончив её, успешно продвигаться по служебной лестнице. Но Александр Сергеевич ставил вопросы государственной важности и долг службы выше личных интересов. С присущим ему чувством ответственности и энтузиазма он приступил к исполнению должности командира крейсера “Киров”, который находился под пристальным вниманием самых высоких инстанций страны и флота. При постройке корабля командир, разумеется, не просто командир. Трудно перечислить даже направления, в которых он обязан быть специалистом — это и конструктор, и эксплуатационник, и технолог, и воспитатель. Одним словом — уникальный руководитель.
    В существующей обстановке, когда почти все было впервые и имевшийся опыт по некоторым направлениям (например, АЭУ) приходилось перерабатывать и внедрять, полагаясь на свой опыт и интуицию, вся полнота ответственности ложилась на плечи командира. Все остальные должностные лица, начиная с Главкома и Главного конструктора, могли только помочь, а сделать и принять ответственность за все на себя мог только командир.
   В состав первого экипажа крейсера вошли следующие офицеры:
заместитель командира по политической части капитан 3 ранга В.Н.Попов,
старший помощник командира капитан 3 ранга М.М.Тельнов,
помощник командира капитан-лейтенант А.С.Зюбрицкий,
помощник командира по снабжению ст. лейтенант В.М.Коцофана,
командир БЧ-1 капитан-лейтенант В.Г.Борисов,
командир БЧ-2 капитан 3 ранга В.Н.Храмцов,
командир 1-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант В.В.Козловский,
командир 2-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант Р.И.Соседский,
командир 3-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант С.Г.Ролев,
командир 4-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант В.Ф.Колесник,
командир БЧ-3 капитан-лейтенант В.И.Рымарь,
командир БЧ-5 капитан 3 ранга Н.И.Шипилов,
командир дивизиона движения капитан-лейтенант И.П.Ратин,
командир электротехнического дивизиона ст. лейтенант А.К.Кинебас,
командир дивизиона живучести ст. лейтенант Н.В.Богомолов,
начальник РТС - капитан-лейтенант А.А.Сгибнев,
командир 1-го дивизиона БЧ-7, старший лейтенант Г.Г.Габриков,
командир 2-го дивизиона БЧ-7 старший лейтенант В.В.Питерцев,
командир 3-го дивизиона БЧ-7 капитан-лейтенант В.А.Иванов,
командир 4-го дивизиона БЧ-7 ст. лейтенант Ю.М.Суворов,
начальник химической службы капитан-лейтенант И.В.Постников,
начальник медицинской службы капитан медслужбы В.И.Услугин,
командиры и инженеры групп — выпускники училищ 1976-77 гг..
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Командующий КСФ адмирал В.Чернавин. 1980г.
История атомного ракетного крейсера Киров   Из трех командиров групп дивизиона движения, имевших опыт эксплуатации реакторов АПЛ, в экипаже остался один — лейтенант А.Н.Абрамов, остальных пришлось вернуть к прежнему месту службы.
   На период комплектования экипажа в Управлении кадров СФ был назначен “направленец” по крейсеру — капитан 2 ранга Игорь Иванович Подберезкин, с которым в дальнейшем решались все кадровые вопросы по офицерскому составу.
    На первом этапе отобранные и назначенные на должности 26 офицеров составили костяк экипажа, который в январе 1977 г. начал подготовку в Учебном центре ВМФ в Сосновом Бору. Для Учебного центра это была ответственная задача — впервые в ВМФ готовился экипаж атомного надводного корабля. Командование, преподавательский состав УЦ под руководством контр-адмирала Виктора Федоровича Кудрявцева, прекрасно организовали теоретическую подготовку по АЭУ, радиационной безопасности, практическую подготовку на Ленинградской АЭС офицеров дивизиона движения. Высокая требовательность к слушателям была проявлена при приеме экзаменов на завершающем этапе подготовки.
   В апреле 1977 г. всю группу командировали в Учебный центр ВМФ в Палдиски, где на действующем реакторе была продолжена подготовка операторов, специалистов химслужбы, отработаны учения по специальным планам.
   В 1978 г. офицеры 1-го дивизиона прошли подготовку на атомном ледоколе “Сибирь”, совершив плавание по Северному морскому пути.
    Второй этап (1977-1978) — комплектование офицерским и мичманским составом боевых частей, служб и команд. Они проходили подготовку на кораблях соединения, Учебных центрах флота, предприятиях промышленности, на которых создавалось и испытывалось оружие и техника головных образцов.
Сидят: В.Подповетный, А.С.Ковальчук, Н.И.Шипилов, В.И.Услугин.
Стоят: С.Соболев, С.Путря, С.Шупиков.
История атомного ракетного крейсера Киров
Сидят слева направо: В.Яиков, О.Столяренко, Н.Шамота, С.Соболев, А.Здохненко
Стоят слева направо:А.Вицко, В.Баянов, И.Дрекалов, В.Подповетный, А.Рубец, А.Обрезков, А.Никошин,
чета Ралль, Н.Колесниченко, Л.Сагайдак, Ю.Суворов, Ю.Лимонов
и В.Каширин
п.Роста, 1978г.
История атомного ракетного крейсера Киров История атомного ракетного крейсера Киров
Медицинская служба:
Слева: Курников Константин (начальник аптеки), Александр Медведев (фельдшер), Г.М.Поляков (врач-терапевт), Сергей Гусев (санитар).
г.Ленинград.1979г
Медицинская служба:
Группа матросов во главе с С.В.Беляковым около военно-медицинского музея в Ленинграде..
1979г
  Третий этап (1978-1979) — комплектование экипажа матросами и старшинами срочной службы. Отбор производился с 27 НК и ПЛ СФ. На назначенные корабли командировались офицеры БЧ и служб для изучения назначенного к комплектованию личного состава, его специальной подготовки, моральных и деловых качеств, составления списков по штатному расписанию.
   В дальнейшем корабельная комиссия под руководством командира прибывала в соответствии с планом на корабли и проводила беседу с каждым матросом и старшиной, утверждая окончательные списки кандидатов.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
На переднем плане: И. Кучмистый (ХС), В.Карпов (ХС).
Справа: А.Шахрай (БЧ-7) и С.Лизенко (БЧ-3)
Музкоманда. 1979г.
  По первому штату экипаж состоял из 109 офицеров, 112 мичманов, 588 матросов и старшин — всего 809 человек. В дальнейшем численность экипажа увеличилась до 830 человек. Требования к кандидатам в экипаж новостроящегося корабля, изложенные в приказе ГК ВМФ, выполнялись неукоснительно. При первом заслушивании командира корабля по формированию экипажа адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков обратил внимание на то, что 80% командиров групп и инженеров составляют выпускники училищ. Как скажется это на боеспособности корабля? Жизнь показала, что ставка на выпускников училищ была правильной. Корабли эскадры много плавали, участвовали в крупных учениях флота, решали задачи боевой службы и боевой подготовки. Молодые офицеры строящегося крейсера старательно учились в море на отработанных кораблях у настоящих профессионалов. За период подготовки на флоте 90% офицеров получили допуск к самостоятельному управлению подразделением и несению дежурно-вахтенной службы.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Командир группы ОСНАЗ А.Романько прибыл в Ленинград отдельно от всех – он был в море на бпк “Адмирал Исаченков”
   Двенадцатого августа 1978 г. начался сбор личного состава для подготовки к переезду в Ленинград. Двумя эшелонами 21 и 26 сентября экипаж доставили к месту строительства корабля, в специально подготовленный военный городок на Васильевском острове.
   После проведения организационного периода, строевого смотра штабом ЛенВМБ экипаж приступил к заселению на корабль и стал участвовать в его строительстве, но окончательно переселился на корабль только 29 марта 1980 г. В конце апреля — начале мая были введены в действие корабельные реакторы, а 15 мая корабль был готов к переходу в кронштадтский сухой док. Готов был и его экипаж. За полтора месяца благодаря огромным усилиям офицеров, мичманов, матросов и старшин удалось отработать все расписания, действия по тревогам, нормативы.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Комсомольское собрание РТС – будущая боевая часть управления
Комсомольское собрание БЧ-2
   Однако уровень воды в Неве не позволял начать движение. 27 мая буксиры отвели “Киров” от достроечной стенки завода и, проведя через акваторию порта, отошли — в Морской канал корабль вошел своим ходом. Но тут усилился ветер, и пришлось принимать решение следовать на Красногорский рейд, чтобы стать на якорь.
   Два дня спустя, 29 мая начали постановку в “док Велещинского”. Сложнейшая операция заняла около тридцати часов. За это время швартовные команды корабля проявили исключительное мужество, высокую морскую и общефизическую подготовку.

   Особенность испытаний головного корабля заключалась в комплексном проведении швартовных, заводских и Государственных испытаний.
   Правительственная комиссия под руководством зам. ГК ВМФ адмирала Г.А.Бондаренко прибыла на корабль перед выходом из завода и приступила к работе
.
Слева направо:
ПКК – А.С.Зюбрицкий
Командир
СПК – М.М.Тельнов
ЗКК – В.Н.Попов

   Выполнив перечень доковых работ, 13 июля крейсер вышел из дока и перешел на Красногорский рейд. Заводские ходовые испытания продолжились в акватории ЛенВМБ, готовились к переходу в Балтийск.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Слева: В.Валунский, О.Котов, КОМАНДИР и ст. матрос А.Сахров
Командир Лен ВМБ адмирал А.П.Михайловский в торжественной обстановке от имени ГК ВМФ на построении 7 августа вручил командиру военно-морской флаг СССР, а 14 августа “Киров” прибыл на рейд ВМБ Балтийск.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
   В течение месяца проводились испытания оружия и техники, были выполнены десятки артиллерийских и торпедных стрельб, отработаны боевые упражнения ракетными комплексами самообороны и ПЛО.
В период испытаний корабль непрерывно находился под наблюдением кораблей и авиации НАТО.
Это первый боевой корабль, который следил за "Кировым" на Балтике. Германский эсминец "Роммель" американской постройки (типа "Чарльз Ф. Адамс"). Он начал слежение как раз когда мы отрабатывали с "Октябриной" буксировку. Подошел в тумане…
В 1998 был выведен из боевого состава ВМС, а в 2004 распилен на металлолом в Турции.
А.Романько
   Официальное представление корабля на Государственные испытания произошло 18 сентября, а 24 сентября при нахождении в море на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.
   Заслушав доклад председателя комиссии, Главком “пролез” по всем отсекам корабля, заслушав офицеров, мичманов, старшин и матросов, и после доклада командира утвердил план перехода на СФ. Корабль и экипаж ему понравились.

   Движение начали 27 сентября, в 4.30 следующих суток вошли в проливы и, форсировав ходами 18-24 узла, в 23.00 вышли из них. На переходе в Североморск провели учение с АПЛ пр.705.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
   Пятого октября корабль 1980г.ошвартовался к причалу №7 ВМБ Североморск.
    А на следующий день под руководством ГК ВМФ и министра судостроительной промышленности СССР были заслушаны председатель и члены комиссии, командир корабля, утвержден дальнейший план испытаний в Баренцевом и Белом морях.

   Корабль приступил к испытаниям головных образцов ударного, противолодочного оружия, комплексов ПВО. Испытания проводились в Белом море в сложных метеоусловиях. Толщина льда к тому времени уже достигала 18-25 см. 28 декабря проведением испытания длительного максимального хода корабль начал движение в Североморск.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

На переднем плане: Г.Трифонько (БЧ-2), Н.Курган (СС) и А.Темченко (БЧ-7)
За ними: А.Гавриленко (БЧ-5). Слева и справа – медики И.Воропанов и С.Беляков. Чуть сзади – М.Тарадин (БЧ-5).

История атомного ракетного крейсера Киров


Тридцатого был подписан приемный акт. Новый год сдаточная команда встречала в Ленинграде. В начале 1981 г. началась ревизия корабля у причала №7.

   Предстояло устранить до полутора тысяч замечаний, произвести покраску внутренних помещений (наружную покраску перенесли на летний период), ревизию оружия и технических средств. Сдаточная команда завода и предприятий промышленности размещалась на плавказарме, ошвартованной к причалу №7.
   Снова “бой в Крыму, все в дыму”. Но к 1 апреля работы были закончены, и корабль начал подготовку к выходу в море.
   Двенадцатого апреля в торжественной обстановке в присутствии строителей, представителей общественности Мурманска, Североморска, представителей штабов и соединений, делегации Казахстана, ветеранов крейсера “Киров” командующий СФ адмирал В.Н.Чернавин от имени ГК ВМФ вручил командиру Краснознаменный военно-морской флаг и орден Красного Знамени, унаследованный от легендарного крейсера.
 
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Первый ряд: А.Обрезков, А.Кассай, Б.Пономарев, А.С. Ковальчук, Г.Гуртовой, С.Михалев, С.Ролев.
Второй ряд: Н.Колесниченко, В. Яиков, Б.Нашутинский, С.Малышев, С.Путря, С.Щукин, В.Жуков.
Третий ряд: С.Иванов, А.Кирдишов, М.Фомин, С.Шкаликов, Н.Нагут
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Сдав курсовые задачи К-1 и К-2 в середине июля корабль участвует в оперативном командно-штабном учении “Север-81” под руководством Главнокомандующего ВМФ. Находясь на борту крейсера в море, Главком внимательно наблюдал за действиями личного состава.
Прощаясь с экипажем, отметил высокую выучку личного состава и объявил благодарность за успешные действия в учении.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
В марте 1983 г. на СФ прибыл Министр обороны СССР маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.
“Киров” произвел на него сильное впечатление. После обхода корабля с показом оружия и боевой техники маршал спросил у командира:
“Неужели Вы всё это знаете?”
Последовал ответ: “Знаю в той степени, чтобы организовать управление кораблем и взаимодействие боевых частей и служб”.
   Войдя в состав сил постоянной готовности корабль, совершенствует боевую подготовку, участвует практически во всех учениях СФ. На одном из учений по ПВО офицеры Г.Гуртовой и А.Никошин., командиры артиллерийских батарей, поощрены Главнокомандующим ВМФ ценными подарками за высокую специальную подготовку. Прорвавшая ордер кораблей ракета-мишень была сбита на дистанции 5 км артиллерийскими комплексами
История атомного ракетного крейсера Киров

 

    В феврале 1983 г. корабль провел мореходные испытания в Баренцевом и Норвежском морях в 10-бальный шторм на скоростях хода от 6 до 22 узлов.
“Киров” показал себя управляемым, надежным и подтвердил свои мореходные характеристики. И когда в октябре 1986 г. корабль был направлен в район Западной Атлантики для оказания помощи аварийной подводной лодке, в условиях шторма развивал ход до 27 узлов.

История атомного ракетного крейсера Киров

Сидят: В.Подповетный, А.С.Ковальчук, Н.И.Шипилов, В.И.Услугин.
Стоят: С.Соболев, С.Путря, С.Шупиков
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
  В декабре 1983 г. корабль вышел на боевую службу в район Северо-западной Атлантики и в Средиземное море. Появление такого мощного корабля в Мировом океане вызвало огромный интерес у командования НАТО. “Киров” постоянно отслеживался сначала базовой патрульной авиацией, учебными атаками истребительной и штурмовой авиации, а с проходом Бискайского залива — кораблями непосредственного слежения ВМС Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии. В 1989 г., находясь с официальным визитом в Неаполе, командиру пришлось услышать лестный отзыв командующего ВМБ Неаполь о действиях крейсера. Он доставил им немало хлопот и оттянул на себя все находившиеся там силы и средства. Авианосцы и линкор типа “Айова”, держались на удалении 500-600 км от крейсера, а линкор прекратил обстрел ливанских городов и вынужден был перейти в островную зону Средиземного моря.
   За два с половиной месяца личный состав получил солидный опыт в плавании, эксплуатации оружия и технических средств, значительно повысил своё боевое и тактическое мастерство.
История атомного ракетного крейсера Киров
   Под флагом Главкома ВМФ корабль участвовал в оперативном командно-штабном учении “Атлантика-84”. По оценке Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, “Киров” успешно справился с поставленной задачей и представлен МО СССР к награждению вымпелом “За мужество и воинскую доблесть”, проявленные на учениях и морских походах. Это был последний выход прославленного флотоводца на любимом корабле.
   Корабль и его экипаж стал учебным центром подготовки экипажей кораблей этой серии. В книге “Северный флот России” дана такая оценка: “Экипаж первенца советского атомного надводного кораблестроения тяжелого ракетного крейсера “Киров” своим самоотверженным трудом внес весомый вклад в развитие и совершенствование боевой мощи Северного флота”.
   В дальнейшем крейсер активно участвовал в боевой жизни СФ и выполнял ответственные задания Родины. Так, в октябре 1986 г. он в кратчайший срок прибыл в район гибели К-219 и длительное время находился там, а в апреле 1989 г. на максимальной скорости достиг района катастрофы АПЛ “Комсомолец” и вывез оттуда в Североморск 27 спасшихся и 19 погибших моряков.
    С декабря 1989 г. по февраль 1990 г. крейсер выполнял задачи боевой службы в Средиземном море.
   После десяти лет службы крейсеру конечно необходим был ремонт, но из-за сложного экономического положения денег выделить длительное время не удавалось, и он стоял в Североморске.
    В 1992 г. “Киров” переименовали в “Адмирал Ушаков”.
    В 1998 г. из-за отсутствия средств на восстановление, готовилось решение о его списании.
    Однако в 1999 г. депутаты Государственной Думы приняли постановление “О сохранении в боевом составе ВМФ ТАРКР “Адмирал Ушаков””, был создан благотворительный фонд для восстановления и модернизации крейсера. Корабль перевели в акваторию ГМП “Звездочка” для выполнения ремонта. Однако это оказалось довольно сложной проблемой, решить которую не удалось до сих пор.
    На “Кирове” — “Адмирале Ушакове” воспитано огромное количество командиров и специалистов, которые и в настоящее время занимают высокие должности. Второй и третий командиры крейсера получили адмиральские звания: контр-адмирал Сергей Владимирович Лебедев в настоящее время — зам. начальника Оперативного управления ГШ ВМФ, а контр-адмирал Владимир Иванович Рогатин — командир Новороссийской ВМБ.
    Все последующие крейсера этой серии в своем становлении, конечно, брали за основу наработанный опыт “первопроходца”. Им во многих вопросах было уже легче, тем более что во всех испытаниях принимали участие специалисты “Кирова”.
   Я стал командиром крейсера в 1996 г. Хочу сказать, что и поныне жив дух, заложенный первым экипажем, он передается из поколения к поколению. На крейсере существует традиция: офицеру или мичману, прослужившему в составе экипажа более пяти лет, выдавать удостоверение “Ветеран ТАРКР “Киров””. Советы ветеранов крейсера “Киров”, действующие и в Санкт-Петербурге, и в Североморске, объединяют многие сотни офицеров и мичманов и активно участвуют в жизни крейсера и флота. В последнее воскресенье апреля, в День памяти, на Пискаревском кладбище собираются сотни ветеранов прославленного крейсера, чтобы почтить память своих товарищей, встретиться и вспомнить свой любимый корабль, друзей, свою службу...
   За самоотверженный труд, высокие моральные и боевые качества, проявленные при строительстве, испытаниях, вводе в состав сил постоянной готовности командование корабля представило к награждению орденами и медалями 97 человек. Награждены 34 члена экипажа.
    Сам А.С.Ковальчук за создание уникального крейсера в 1982 г. награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” 2-й ст. Представление Военного совета СФ в 1985 г. к званию Героя Советского Союза вернулось обратно — в Москве заслуги командира по созданию уникального крейсера подвигом назвать не смогли. Зато награжденными оказались не имевшие никакого отношения к крейсеру предприимчивые дельцы, да еще наградами такого достоинства, которых не удостоили ни одного члена экипажа. Бог им судья...
    В августе 2001 г. Русской Православной церковью был канонизирован адмирал Ф.Ф.Ушаков. Я узнал, что, помимо всего прочего, для причисления к лику святых человек должен совершить подвиг и пройти через страдания.
История атомного ракетного крейсера Киров
    Исходя из этого, командира и первый экипаж иначе как святыми не назовешь.

Сергей Борисович Попов.
Старший помощник, командир корабля в 1994 - 2000 гг


Конец пролога

Читать первую часть

Вернуться к оглавлению