Часть VI. Уверенность.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Командир Гвардейского бпк “Гремящий” капитан-лейтенант В.Рогатин За спиной В.Рогатина – комэск В.А.Колмагоров, будущий начальник штаба ДКБФ (04.03 1985-25.06 1989г.), командующий объединенным флотом стран Варшавского Договора
Фото 1984г.
Командир атомного крейсера “Киров” капитан 2 ранга В.Рогатин
Фото 1989г.
   Председатель Объединённого Комитета Начальников Штабов адмирал Ульям Кроу, приглашённый в 1989 на КСФ, на корабле оставил следующую запись в Книге почетных гостей: “С большим уважением и теплом отношусь к командиру, офицерам и экипажу крейсера “Киров”. Вы служите на одном из самых известных кораблей в мире”.
( Журнал “Судостроение” № 2 2006г.)
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
1989г.
Ремарка: Может, именно после совета адмирала У.Кроу “кому надо”, Александр Геннадьевич и вырос до старшего помощника “Петра Великого” ?
Кто знает, кто знает…

“ТЕНДЕНЦИИ и РЕАЛЬНОСТИ”

   “ С 12 по 22 июня 1989г. года в Советском Союзе по приглашению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР — первого заместителя министра обороны СССР генерала армии М. А. Моисеева с официальным визитом находился председатель Комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал У. Кроу.
    Адмирал У. Кроу нанес визит кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС, министру обороны СССР генералу армии Д. Т. Язову, а также посетил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К. Е. Ворошилова, где выступил перед профессорско-преподавательским составом и слушателями.
    Затем адмирал У. Кроу отбыл в поездку по стране, в ходе которой побывал, в частности, на Северном флоте, где посетил современную атомную подводную лодку, атомный ракетный крейсер “Киров”, соединение морской пехоты.
   21 июня в завершение визита У. Кроу был принят М. С. Горбачевым...”

(“Морской сборник” 1989г., № 9)
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
“Благодарю за предоставленную возможность посетить Ваш корабль. Корабль обладает большими возможностями, весьма чист и доброжелателен. Наилучших пожеланий командиру и экипажу, всему Военно-морскому флоту. Желаю экипажу “Кирова” счастья!”
Адмирал К.ТРОСТ,
начальник военно-морских операций ВМС США. 13 октября 1989г.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
В.Чкалов и С.Кондратенко – в составе почетного караула по случаю приезда адмирала У.Кроу. По нечетным – ком. ТМГ и ком. ГЭП соответственно.
Пока одни встречали гостей – другие собирали грибы...
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
или… играли в футбол…
Сидят: слева СПК В.Петров, справа ЗКК по ПЧ Ю.Пугачев. Стоит командир БЧ-5 С.Путря.
…и другие азартные игры:
Слева – В.Ткаченко (ХС), С.Федоров (БЧ-1), С.Путря (БЧ-5) и С.Гуралюк (БЧ-7)
   Традициям верны:
    Футболисты крейсера “Киров” проиграли кубок из-за ненормативной лексики В Северодвинске (Архангельская область) на стадионе ФОК 'Звездочка' завершился первый турнир памяти бывшего генерального директора ФГУП 'ЦС 'Звездочка', почетного гражданина Северодвинска Александра Зрячева…
    В соревнованиях приняли участие 14 команд, в том числе футбольные дружины атомной субмарины "Новомосковск" и тяжелого атомного ракетного крейсера "Киров".
    До финала добрались коллективы СВОП (специализированное винтообрабатывающее производство) и "Киров". В полуфиналах моряки из команды "Киров" лишь в серии пенальти переиграли своих коллег из "Новомосковска" -2:1 (основное время - 1:1), а СВОП был сильнее "Румба" -1:0. Неизвестно, чем бы закончился решающий поединок, если бы не одно нововведение, которое в этом году было внесено в положение о первенстве предприятия "Звездочка" и турнире памяти Александра Зрячева. Суть его заключается в том, что за нецензурную брань на поле провинившаяся команда сразу наказывается 11-метровым ударом.
    Именно так и случилось в финале. За неосторожно оброненное слово из ненормативной лексики одного из молодых футболистов "Кирова" последовала незамедлительная расплата. Опытнейший Юрий Максимов реализовал пенальти и принес своей команде победу, а с ней и кубок.
    Добрых слов заслужила и команда "Киров", в которой, по словам и. о. заместителя командира по воспитательной работе, капитана первого ранга Алексея Ивуса, задействованы молодые ребята из Чувашии, Татарстана, Краснодарского края, Челябинска, Калининграда, Новосибирска и других российских регионов. Вручая кубок победителям, директор ФОК "Звездочка" Владимир Мелехин заверил, что этот турнир будет проводиться ежегодно в День физкультурника, а команда, выигравшая его трижды подряд, оставит у себя почетный приз навсегда.
ИА "Двина-Информ", Александр Галин. 12.08.2008г.
http://www.dvinainform.ru/news/2008/08/12/69302.shtml
Однако пора было собираться снова на боевую службу:
Приказ
командира войсковой части 30981
№ 836 от 02 декабря 1989г:
“Объявляю списочную численность личного состава в/ч 30981 и прикомандированных, убывающих в длительное плавание, как указано ниже:
Командование корабля
БЧ-5
ХС
Походный штаб
1.кап.2 ранга Рогатин В.И 45.кап 2 ранга Путря С.А 90.кап-л-т Петренко Ю.А. капитан 1 ранга Бражник А.И.
2.кап.2 ранга Петров А.А 46.кап-л-т Егоров А.В. 91.ст.л-т Шерстобитов А.И. капитан 2 ранга Чхартишвили О.Г.
3.кап.2 ранга Пугачев А.Ю. 47.кап 3 р. Дмитриев С.Ю. 92.ст.л-т Бочкарев Н.Н. капитан 2 ранга Миронов В.Е.
4.кап-л-т Касатонов В.Л 48.ст.л-т Березин Р.В. 93.ст.л-т Сааков В.Г. капитан 2 ранга Варфоломеев В.П.
5.кап-л-т Нагорнюк А.В 49.ст.л-т Вершинин П.Ф 94.л-т Синельников Г.А. капитан 2 ранга Федоров С.В.
6.кап-л-т Маркин В.Г. 50.кап-л-т Богаченко О.П. 95.л-т Гаврилов А.Е. капитан 3 ранга Давыдов В.Д.
7.л-т Лукашенко С.В. 51.л-т Ососов Р.Ю.
МС
капитан 3 ранга Пузырев А.Г
БЧ-1
52.л-т Гритчин В.Ю. 96.ст.л-т Шнырук В.В. капитан 3 ранга Воронин С.Ю.
8.кап-л-т Малыга В.И. 53.л-т Тарасов В.В. 97.ст.л-т Груша О.И капитан 2 ранга Дрекалов И.В
9.ст.л-т Веселов А.В 54.л-т Жиленко А. 98.ст.л-т Тютюнков А.В. капитан 3 ранга Селезнев В.П.
10.л-т Яблочкин В.Ю. 55.ст.л-т Калугин А.И. 99.кап-н Продан Л.А. капитан 3 ранга Кичаев Ю.А
11.ст.л-т Гапионок А.В. 56.л-т Канюшенко Л.Ю.
СлС
капитан 3 ранга Абрамов А.Н.
БЧ-2
57.ст.л-т Марчуков А.В. 100.кап 2 р. Гармаш В.Д. кап. л-т Соловьев М.В.
12.кап.2 ранга Ролев С.Г. 58.кап-л-т Пудровский В.В. 101.ст.л-т Клипов С.В кап. м/с Елизаров А.А.
13.кап-л-т Заболотный А.В. 59.кап 3 ранга Тимофеев Е.В. 102.ст.л-т Шишканов В.М. капитан 3 ранга Панкратов О.А.
14.кап 3 ранга Коваленко Л.К. 60.ст.л-т Морев В.И. 103.кап-н Чернов Ю.В. кап. л-т Роенко И.В.
15.ст.л-т Вавилов И.Н. 61.ст.л-т Андреев В.В
КУ
ст.м-н Затуливинтер В.А.
16.кап-л-т Максимов С.К. 62.кап 3 р. Нижегородцев Б.А. 104. л-т Андреев А.А.
17.ст.л-т Сизов М.Ю. 63.л-т Сатылканов К.Ж. 105. ст.л-т Куликов А.В.
Летный состав
18.ст.л-т Болотников Е.Г. 64.ст.л-т Чкалов Я.В.   Капитан Андреев Ю.В
19.ст.л-т Усов А.А. 65.л-т Варламов С.В.   Капитан Почтарев А.Е.
20.ст.л-т Апанасов А.А. 66.л-т Арсеньев В.В.   Капитан Волков В.А.
21.кап-л-т Федоренко И.В. 67.кап-л-т Акопян А.Б   Капитан Добрых В.П.
22.ст.л-т Цвигун В.Ф. 68.кап-л-т Крылов М.А.   Ст.лейтенант Романов А.Л.
23.кап-л-т Стародумов А.А. 69.л-т Лютов К.В.   Ст.лейтенант Фурман С.В.
24.кап-л-т Дрозд Н.И.
БЧ-7
  Лейтенант Мельников Е.Ю.
25.л-т Савчук Р.В. 70.кап 2 ранга Белинин В.К.   Лейтенант Мелеховцев И.К
26.ст.л-т Левин П.А. 71.ст.л-т Колосов О.Ю.   Капитан Киршинас И.Г
27.ст.л-т Ерохин Е.А. 72.кап-л-т Гарбузюк В.В.   Ст.лейтенант Наговицин А.Г.
28.л-т Гданьян Р.С. 73.кап-л-т Егоров А.П.   Ст.лейтенант Лукьянский В.А.
29.ст.л-т Семенов Д.В 74.кап-л-т Холод С.В.   Ст.лейтенант Файнберг И.М.
30.ст.л-т Квятковский Д.В 75.ст.л-т Стебихов А.Н.   Прапорщик Русак В.Г.
31.кап-л-т Алексеев С.К. 76.кап-л-т Меркулов В.И.   Прапорщик Журавлев М.И.
32.кап-л-т Ярмолюк Б.А 77.л-т Быбин Д.С.   Капитан Ларионов А.А.
33.л-т Канев Д.В 78.ст.л-т Лазоренко В.М.   Ст.лейтенант Бондаренко В.Н.
34.ст.л-т Гущин Д.И. 79.л-т Василенко В.В.   Капитан Кулаков П.И.
БЧ-3
80.кап 3 ранга Горбань А.Н.   Ст.лейтенант Остапчук А.А.
35.кап 3 р. Агафонов А.В. 81.кап-л-т Богданов А.Г.   Ст.лейтенант Лысенко П.Г.
36.л-т Андреев В.К. 82.л-т Кирдун А.И.   Ст.лейтенант Лысенко П.Г.
37.ст.л-т Решетов В.В. 83.л-т Сатиков И.В   Мичман Максимов В.И.
38.ст.л-т Кутеко А.А. 84.ст.л-т Котов О.А.    
БЧ-4
85.л-т Проценко А.Е.    
39.кап-л-т Савельев А.В. 86.ст.л-т Архипченко И.П.    
40.ст.л-т Барабанов А.Н. 87.л-т Кашин С.А.    
41.ст.л-т Чумбаров А.Е. 88.л-т Рожков А.Д.    
42.л-т Ханин В.В. 89.л-т Торайло В.П.    
43.л-т Цыганков А.А.      
44.ст.л-т Синюков О.      
Мичманский состав корабля
1.М-Н МЕЛЬНИКОВ И.А.
2.М-Н ПАВЛЕНКО С. В.
3.М-Н МЕДЕНКО Ф.М.
4.С-Т.М-Н. БОГОЛЕЙ А.П.
5.М-Н ТИУНОВ А.Б.
6.М-Н БОЯРЧУК В. И.
7. М-Н МИЩЕНКО Н.Г.
8.М-Н ПАНАС В.В.
9.СТ. М-Н. ХОРАВА Т. А.
10.М-Н ИКОННИКОВ
11.М-Н БАЕВ И. И.
12.М-Н ОРЛОВ В. В.
13.М-Н РАХМАТУЛИН Р.М.
14.М-Н ДОБРЫНИН С.В.
15.М-Н СЛЮСАРЬ М.Д.
16. М-Н СТАНПАКОВ А.С.
17.СТ. М-Н СЕВЕРЕНЧУК Н. М.
18.СТ. М-Н ЛИСОВЕНКО В.И.
19.СТ.М-Н ГАРИБОВ П.Ч.
20.СТ. М-Н МАСЛОВ Н. В.
21 .СТ.М-Н ПАРФЁНОВ В. А.
22.М-Н ФОМИН В.Н.
23. М-Н. ПИЩЕЛА А. Г
24.М-Н СИКАВИН Н.Н.
25.М-Н. ФЁДОРОВ В.К.
26. М-Н КОРОЛЁВ О.Ю.
27.М-Н КАРЧЕВСКИЙ В.В.
28. М-Н БУДНИКОВ И.Н.
29.М-Н ВОРОНИН В.Н.
30.М-Н БАРДАКОВ Н.А.
31. М-Н ПАМПУР В.В.
32.М-НАЛФЁРОВ С.Н.
33. М-Н ШКАЛИКОВ С.В.
34. М-Н ПОЛЗИКОВ Н.П.
35. М-Н ТВЕЛЕНЁВ Т.И.
36. М-Н МАРТЫНОВИЧ А.А.
37.М-Н КИРДИШОВ А.В.
38. М-Н МАЛКАРБАЕВ М.О.
39. М-Н СИРЕНКО В.Н.
40.М-Н БУРДАКОВ С.В.
41.М-Н ДЕНИСОВ Г.В.
42.М-Н ЦИПЯЩУК В.Д.
43.М-Н ЧУМАК В. В.
44.М-Н ЖЕЛНИН А. В.
45.М-Н БЕЗВЕРХИЙ А.В.
46.М-Н ДУБЧАК И.Н.
47.М-Н АНДРЕЙЧУК И. Н.
48. М-Н ТЕРЕНТЬЕВ Ю. В.
49.М-Н ЧЕБОТАРЁВ А.П.
50.М-Н ЛЕБЕДЕВ Ю. А.
51.М-Н НЕДОДАЕВ Ю. А.
52.М-Н ИВАНОВ С.М.
53.М-Н ВЕТКОВ С.А.
54. М-Н УСТИНОВ К.М.
55.СТ.М-Н АВДОЩЕНКО В.Н.
56.М-Н ХАЛЕПА Н. Д.
57. М-Н СЕМЕНЧЕНКО А. Н.
58. М-Н СТРЕЛЬЧУК А. Я.
59. М-Н ПРУДНИКОВ Г.Н.
60.М-Н БИЛАЛОВ Ш.А.
61.СТ.М-Н БОРИСОВ В.В.
62.М-Н.БЕГУНОВ Г. В.
63. М-Н ГУДКОВ Ю.Н.
64. М-Н ВИТЬКО В.С.
65.СТ.М-Н БЕЛОУС Ф.М.
66.М-Н ХОЗИКОВ С.В.
67.М-Н МИРОНЧУК С.С.
68.М-Н. НАСТЕНКО
69.М-Н АТЛАСОВ В. И.
70.М-Н АСТАХИН А.И.
71.М-Н КАРТУСОВ В. В.
72.М-Н ОМЕЛЬЧУК С.Б
73.М-Н СИБИКИН С.В
74.М-Н ТКАЧЕНКО О.А
75.М-Н ГОЛОВАЧ А.Г.
76.М-Н ДУРИЦКИЙ И. А.
77.ГЛ.СТ.НИКОЛЮК А.Е.
78.ГЛ.КОР.СТ. ПУСТОВАЛОВ Е.Л.
79.ГЛ.КОР.СТ. ЗЫРЯНОВ В.Г.
80.ГЛ..КОР. СТ. НИКАНДРОВ А.А.
81. ГЛ.КОР.СТ. КОРЕЕВ В.В
82. СТ.СТ. ЛЫСЕНКО С.Я.
83.ГЛ.КОР.СТ. ЕГОРОВ С.Н.
84.ГЛ.КОР.СТ.ФЕДУЛОВ В.С.
85.М-Н ГРИЦЫК М.К.
86.СТ.2СТ. КОВАЛЬЧУК В.Н.
87.М-Н КОЛЕСНИКОВ А. Л.
88. М-Н НОВИЦКИЙ А. С.
89.СТ.М-Н.КРАШЕНИННИКОВ М.Н.
Командир войсковой части 30981 капитан 2 ранга В.Рогатин
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
К большому сожалению, и Александр Иванович карьеры на ДКБФ не сделает.
С должности начальника штаба ДКБФ (07.08 1997-11.08 2003 гг) он уволился в запас по болезни…
   “...В период с 27 октября по 3 ноября 2006 года делегация в составе представителя Синодального Отдела Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерея Андрея Румянцева, клирика храма Святителя Николая в Толмачах и членов Совета Регионального Благотворительного Общественного Фонда оказания помощи инвалидам и ветеранам силовых структур "ОМОФОР" в том числе Президента Фонда вице-адмирала запаса Бражника Александра Ивановича, с шефским визитом посетила Тяжелый атомный ракетный крейсер "ПЕТР ВЕЛИКИЙ" и вручила экипажу походный Храм имени Святых Апостолов Петра и Павла...”
http://www.rusk.ru/vst.php?idar=422263
История атомного ракетного крейсера Киров
Боевая часть управления на БС-89:
Сидят слева направо:
1. ИГ РЭБ – А.Рожков
2. СК БИП - С.Ветков
3. ТГ АБУ - Терентьев
4. КГ СОИ – В.Меркулов
5. ТГ- С. Иванов
6. -?
7. ИГ АБУ - И. Сатиков
8. КД АБУ – А.Горбань
Стоят слева направо:
1. ИГ АБУ –А.Кирдун
2. ИГ ОПО – В.Лазоренко
3. -?
4. ИГ АБУ – О.Котов
5.КГ ОПО – А.Егоров
6. КГ ОС – И.Проценко
7. Командир БЧ – В.К.Белинин
8. КГ РЭБ – С.Кашин
9. КД-1 – С.Холод
10. КГ АБУ – А.Богданов
11. -?

В.ДРОЖЖИН:
“…В 1989г, когда линкор “Айова” в составе ударной группы производил обстрел ливанских городов, то только появление “КИРОВА” в Средиземном море заставило американцев прекратить огонь. “Айова” вынужден был перейти в островную зону Средиземного моря и держаться от нашего крейсера на расстоянии не менее 500 км.
    Тогда еще был Советский Союз, и американцы побаивались, что “предсказуемые” ими действия советского командования могли стать непредсказуемыми…
    Появление мощнейшего атомного крейсера, не имевшего аналогов в мире, было явной демонстрацией нашей силы, и демонстрация эта быстро привела в “меридиан” некоторых особо ретивых американских “стратегов”…

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Н.Бочкарев (ХС),Н.Дрозд (БЧ-2) и А.Богданов (БЧ-7)
А.Егоров (БЧ-7),…,Н.Бочкарев (ХС)
Комбриг А.Бражник и старший матрос И.Исмаилов, замечательный боец!!!
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Соплаватель по второй, - И ПОСЛЕДНЕЙ боевой службе 89/90гг эсминец 956 пр. “Окрыленный”, судьба которого также не сложилась… Заложен на заводе им. А.Жданова (ныне – Северная верфь) – 16.04.1983г.
Спущен на воду – 31.05.86г Введен в состав КСФ (56 бригада ЭМ) – 31.12.87г.
Исключен из списков корабельного состава ВМФ – 29.11.1998г.
                           2003г.
Дивизион раведки и РЭБ,
обновленный в 1988 – 89г.г, на 100 %,
на БС-89 (слева направо):
КГ РР – Торайло В.
КГ РЭБ – Кашин С.А.
КД Р и РЭБ – Архипченко И.П.
ИГ РЭБ - Рожков А.Д.
История атомного ракетного крейсера Киров

Декабрь 1989 г. Норвежское море

...Режим радиомолчания, соблюдаемый атомным ракетным крейсером “Киров” в первые дни похода, оставил до поры до времени “безработными” радиолокационные станции корабля. Однако отказ в интересах обеспечения максимальной скрытности плавания о активного поиска целей, конечно же, не означал, что крейсер остался слеп. Чуткие антенны пеленгаторов, мастерство операторов старшины 2 статьи Е.КОЗЛОВА, С.НЕСТЕРОВИЧА, других специалистов позволили четко фиксировать работу радиосредств береговых, надводных, воздушных объектов и классифицировать их.
   Очередной доклад операторов свидетельствовал, что за сотни километров от крейсера в воздух поднялись чужие самолеты. Основываясь на поступающей информации, знании театра, ряде других данных, офицеры группы анализа обстановки предположили, что в район плавания корабля направляется самолет базовой патрульной авиации НАТО “Нимрод”.
История атомного ракетного крейсера Киров
 
Мичмана БЧ: Терентьев, Лебедев и Рондарь.
   Благодаря умелой организации, точным докладам разведки своевременно включились в работу специалисты радиотехнического поиска.
   Обнаружили цель, взяли на сопровождение, непрерывно выдавали целеуказание для средств ПВО корабля. Отличную выучку показали вахтенные офицеры поста воздушной обстановки лейтенант П. БЫБИН и мичман Ю. ЛЕБЕДЕВ, техник группы сбора и обработки информации старший матрос Ю. ЯРЕМЕНКО, командир отделения радиометристов воздушной обстановки старшина 2 статьи С. СМИРНОВ.
   Задолго до появления “гостя” в небе над кораблем была готова встретить его группа визуальной разведки. И едва “Нимрод” вынырнул из облачности, сигнальщик матрос В. ИГНАТЕНКО, первым визуально обнаруживший самолет, старший лейтенант Д. СЕМЕНОВ, другие специалисты четко выполнили свои обязанности.

“На страже Заполярья” от 19.04.91г.

ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ...
(Декабрь 1989г. Северная Атлантика).

   Задача, поставленная перед корабельной ударной группой, в состав которой входил атомный ракетный крейсер “Киров”, выглядела незамысловато: обнаружить и разгромить подходящий с юга отряд боевых кораблей “противника”.
    Час за часом операторы радиотехнической боевой части крейсера терпеливо прощупывали эфир, пытаясь засечь работу передающих станций “противника”, “Прохлопать нельзя, — напоминал подчиненным командир дивизиона БЧ-7 старший лейтенант И. АРХИПЧЕНКО. — “Рука” у “противника” длиннее, обнаружит нас первым — пиши пропало”.
    Не прохлопали. Как ни короток был сеанс связи ОБК с базой, его работу в эфире успели запеленговать. Скудность, приблизительность данных, большая дистанция до цели существенно усложнили работу корабельного боевого расчета. Но командиры БЧ-1 и БЧ-7 капитан-лейтенант В. МАЛЫГА и капитан 2 ранга В. БЕЛИНИН, командир радиотехнического дивизиона капитан-лейтенант С. ХОЛОД наглядно продемонстрировали, как опыт и высокий профессионализм позволяют многое выжать даже из минимальной информации о “противнике”.
   Вскоре вновь отличились операторы БЧ-7. Обнаружив работу станции “противника”, старший матрос В. АПАНАСЕНОК и матрос В. ЛИННИК сумели по характеристикам излучения выдать целеуказание с погрешностью в несколько раз меньшей, чем максимально допустимая.
    Готов бланк решения командира на стрельбу. Введя полученные данные и величины погрешностей в корабельную автоматизированную систему управления (КАСУ), командир дивизиона ударного ракетного оружия старший лейтенант И. ВАВИЛОВ приступил к решению стартовой задачи ракеты. КАСУ. порадовав готовившего ее к работе старшего лейтенанта О.СИЗОВА, без сбоев “переварила” информацию и констатировала: вероятность обнаружения ракетой ОБК “противника” достаточная.
    Быстро, сноровисто провели предстартовую подготовку назначенной для стрельбы ракеты старший лейтенант А.АПАНАСОВ, старшина 1 статьи В.ЧУМАК...
   Разумеется, пуск, как и противник, были условными. Но когда через несколько часов КУГ и ОБК встретились в океане, разбор “боя” показал: действия экипажа “Кирова” на всех его этапах достоин высокой оценки.
“На страже Заполярья” от 19 апреля 1991г
На кораблях БС 7 эскадры была своя традиция: Новый год встречать в море.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
       
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

“ПО СЛУХАМ и ДОСТОВЕРНО” 
“ЧТО ТАМ НА “КИРОВЕ”

   “В настоящее время атомный крейсер “Киров” находится далеко в океане, хотя каждый день сокращается расстояние до родной базы. И вот неожиданно о “Кирове” поползли разные слухи. В связи с этим ответственный редактор газеты “На страже Заполярья” капитан 1 ранга Д.Ильюн связался по радиотелеграфу с крейсером.
    - У аппарата командир крейсера капитан 2 ранга Рогатин.
    - Здравствуйте, Владимир Иванович! По Североморску, да уже и за его пределами, довольно широко распространяются слухи о якобы неблагоприятной, тревожной радиационной обстановке на “Кирове”. Мол, что-то произошло там с атомным реактором , из-за чего крейсер преждевременно возвращают из похода. Внесите, пожалуйста, ясность.
   - Что ж, на слухи “Кирову” везет... Многие, наверное, еще помнят, как по слухам, распространенным не так давно “Комсомольской правдой”, мы оказались вдруг в районе Исландии, и экипаж отказывался там выполнять распоряжения командования, когда на самом деле мы находились в это время у себя в базе.
По поводу того, что Вы сейчас сообщили, докладываю: состояние корабля, его главной, атомной , энергетической установки нормальное и позволяет дальше решать задачи.
   - Но ведь вас возвращают досрочно – это факт. Значит, есть для этого какие-то основания
    -Вышестоящим командованием принято решение о возвращении корабля с тем, что в начале января неожиданно была обнаружена газовая неплотность первой очереди паропроизводящей установки №1. Этот аппарат был выведен нами из действия.
С момента обнаружения газовой неплотности до момента вывода аппарата из действия радиационная обстановка оставалась и остается сейчас нормальной.
Гамма-фон на крейсере составляет сейчас 17-20 микрорентген в час, что в пределах естественного фона. Так что никакой угрозы для корабля, жизни и здоровью экипажа нет.
Может возникнуть вопрос: для чего аппарат выведен из действия?
Отвечаю: для гарантированного исключения дальнейшего развития газовой неплотности. При такой неплотности, какая была у нас, руководящие документы разрешают эксплуатацию аппарата. Но сейчас мирное время , и командование, чтобы исключить всякие непредвиденности, всякий риск, решило вывести аппарат из действия и возвратить корабль в базу. Промышленность устранит неисправность.
    - Владимир Иванович! Вы сказали, что на крейсере все живы и здоровы. Неужели в самом деле здоровы все до одного? У нас тут можно слышать, что на “Кирове” сегодня очень много больных, для которых, мол, втайне уже готовятся заблаговременно места в госпитале...
    - Создается впечатление, что кому-то очень хочется, чтобы так было. Поэтому не исключаю, что кого-то и разочарую тем, что сообщу. Да, я был не совсем точен,- больные есть. Всего на данный момент (около 20.00 21 января 1990г.) в корабельном лазарете находятся 7 человек: 3 –с ОРЗ, 2 – с кожными заболеванием типа грибок, 1 – с температурой и еще 1 – с ушибом пальца. Могу назвать по фамилиям.
    - Это, думается, не обязательно. Хотелось бы услышать, с каким настроением экипаж возвращается в базу, как моряки восприняли досрочный “отзыв”?
    - Отвечу коротко: настроение нормальное, бодрое. Хотя определенное чувство неудовлетворенности в связи с тем, что поработали не в полном объеме , есть у многих матросов, старшин, мичманов и офицеров.
    - И последний вопрос: что хотите пожелать родным, близким?
    - Во-первых , не верить слухам. Во-вторых, не волноваться за нас , у нас все нормально. В-третьих, готовьтесь нас встречать!
    - Большое спасибо за интервью, Владимир Иванович! Успешного возвращения в базу.
История атомного ракетного крейсера Киров
Редакция выражает признательность и благодарность телефонистке штаба флота Мозговой В. Г. и радиотелеграфисту с крейсера “Киров” матросу Беловодову Е. Ю., четко обеспечившим связь.
“На страже Заполярья” от 26 января 1990г.
История атомного ракетного крейсера Киров

Павел Федорович Вершинин (БЧ-5):

   ... Статья в приведенной выше газете “На страже Заполярья” в принципе правильная.
   И я ответственно заявляю, что электромеханическая боевая часть БЫЛА ГОТОВА к боевой службе. Подтверждение этому является сам факт того, что мы дошли до Средиземного моря и вернулись сами, под двумя турбинам. Чего это нам стоило, это другой вопрос. Таких режимов ни до, ни после, насколько я знаю, никто на атомных крейсерах пр.1144 не использовал.
    Сам режим "кольцо" (одна ППУ на два ГТЗА) очень сложный, а у нас еще и котел в носу на ПТГ работал, что вообще никакими инструкциями не предусмотрено, а такое возможно только на ИСПРАВНОЙ технике.
    Теперь по неисправности. Потёк ПГ (парогенератор) в носу. Химики зафиксировали активность. Но у них были перепутаны сигналы с датчиков, и на КРХП поступил мнемосигнал, что течет корма. Я был командир группы ДУ-2 (кормового эшелона), и химики прибежали сначала ко мне, но у меня параметры 1-го контура росли (давление, уровень в компенсаторах), чего при течи быть никак не может.
    В носу командиром был Олег Богаченко. Так вот у него параметры не менялись, а должны были расти, так как росла температура воздуха и воды за бортом В конце концов, определили текущий ПГ в носовой ППУ.
    Теперь о терминах. Неплотности первого контура по величине классифицируются на три (иногда четыре) вида:
1.Газовая неплотность (уходит незначительное количество теплоносителя)
2.Малая течь (подпиточного насоса хватает для компенсации потерь)
3.Большая течь (подпиточного насоса не хватает).
4.Разрыв первого контура, но это уже полный ...
    Но эта классификация пришла с АПЛ, где объем первого контура в разы меньше, чем нашего.
    Поэтому трудно четко отнести нашу течь однозначно к газовой неплотности или малой течи. Т.е. если бы на лодке текло столько теплоносителя, это бы точно была малая течь, но при наших объемах признаки и последствия - это, скорее всего, и правильней классифицировать как газовую неплотность.
    Сама по себе течь парогенератора дело не такое страшное. Обычно ПГ текут по трубной системе во второй контур; тогда такой парогенератор штатно отсекается по воде и пару и установка работает дальше. Мы тоже отсеклись, но это не помогло, так как ПГ тек по технологической крышке, т.е. на неотключаемом участке. Поэтому руководством ВМФ и было принято решение штатно вывести носовой реактор.
    Режим "кольцо" обеспечивал все хода, которыми мы обычно ходили, и по электропитанию проблем не было. Могли спокойно донести БС, что командир В.Рогатин и докладывал наверх. Но шум был уже поднят, поэтому сочли за благо нас вернуть. Дошли под кормовой ППУ и КТУ в носу. Котел нас, кстати, очень выручил, когда сработала АЗ ППУ-2 и мы смогли носовую турбину перевести на пар от котла и “отгребли” от Крита, куда нас сносило, а то еще бы больше “прославились”.
История атомного ракетного крейсера Киров

Анатолий Павлович Романько
(офицер штаба эскадры):

   Не забывайте военно-политическую обстановку того времени в стране: прошло всего 3,5 года со дня Чернобыльской катастрофы. Это раз.
  Во-вторых, в Кремле удачно “рулят” т.н. демократы, которым только дай лишний козырь против Армии. Они сами бы нас сдали всему миру и представьте, какой бы был шум и не только в нашей стране! Потому корабль и вернули с БС.

Павел Федорович Вершинин:
    Конечно, течь на неотключаемом участке, естественно, это всегда нештатная ситуация.
...Тем не менее, мы вернулись в Североморск своим ходом. По большому счету, по ЭМ части была только одна серьезная неисправность - тот самый текущий ПГ. Как это часто бывает, когда корабль не ходит в море, начинает сыпаться все сразу. Так получилось и у нас. Пока ждали представителей Балтийского завода, пока они все сделали, пока провели испытания, корабль уже был не тот, что пришел с боевой службы. Если мне память не изменяет, появилось много вопросов по электричеству. Всплыли и другие по тем временам мелочи. Конечно, при желании можно было бы все сделать, особенно когда пошли разговоры о посещении “Кировым” с визитом Америки. Да, это был бы действительно ШАНС войти в строй. Но в Штаты пошел “Маршал Устинов”, а “Киров” остался ждать среднего ремонта, которому как раз и подошел срок.
    Теперь по вводу в строй. Тут я могу ответить, как офицер ГТУ. Кораблю нужен был уже не средний ремонт, а модернизация, т.е. не ремонт того, что есть, а полная замена на новое: комплексы, системы, оборудование. Начинать все было нужно с НУЛЯ, по деньгам это сравнимо с постройкой нового корабля, а то и больше. Так что причина банальна - деньги. Ну, может, и политическая воля руководства страны и ВМФ.
Анатолий Павлович Романько:
   Насчет ремонта, думаю, все гораздо проще: крейсер стал никому не нужен. Была попытка депутата В.Лопатина организовать какие-то поборы на ремонт корабля, Госдума даже специальное Постановление по “Кирову” приняла...Обычная PR-компания самого же В.Лопатина.

Вадим Георгиевич Сааков (ХС):

   ...Павел объяснил всё на высоком техническом уровне. Конечно, весть о преждевременном возвращении каждый воспринял по-своему, на своем эмоциональном уровне. Главное: мы смогли бы выполнить любую задачу на тот момент, технически были способны, не зря нас учили, и мы свой хлеб ели недаром! Механики и химики на деле доказали, что они профессионалы, а кого и за что награждали,- извините, с нами не советовались.
    В 1994г. несколько офицеров и мичманов корабля были удостоены ордена Мужества, в частности: Бочкарев Н.Н, Прудников Г.Н., Семенченко А.Н., Бегунов Г.В., Билалов Ш.А.
    Абсолютное большинство офицеров и мичманов химической службы и БЧ-5,участников ликвидации аварии, было приравнено к “Ветеранам подразделений особого риска”.
История атомного ракетного крейсера Киров
Павел Федорович Вершинин:
   Что касается награждения и т.п. привилегий – порядок был следующий.
    Сначала нас, механиков дивизиона движения и химическую службу, объявили участниками, а вскоре и ветеранами подразделения особого риска РФ. Что тут можно сказать, наверное, просто повезло. Начал действовать в Санкт-Петербурге согласно Постановлению Совмина Комитет ветеранов особого риска, который распространил чернобыльские льготы на военнослужащих участников испытаний ядерного оружия и ликвидаторов ядерной аварий на атомных установках МО. Так как авария была официально зарегистрирована, то под это Постановление попали и мы. По идее, удостоверения должны были получить только специалисты первого дивизиона бЧ-5 и ХС, которые действительно принимали участие в работах по аварии. Но получилось несколько по-иному...
    Потом Комитет добился, что имеющий удостоверение может быть представлен к ордену Мужества. У меня в Академии были все возможности "оформить" орден, но я этим заниматься не стал, так как считал и считаю, что делал свою работу.
Вадим Георгиевич Сааков:
    ...Что касается корочек, т.е. удостоверений, то да, пришлось потрудиться, что бы их получить. Что же касается наград - не мы решали. Кстати, последние четыре представления вернулись обратно. Говорили, что Главком добро дал, но кто-то где-то решил по-своему.
    Страх перед радиацией у верхов велик. Начиная с маленьких верхов, и до больших. Интересное время было, творческое...
История атомного ракетного крейсера Киров

Николай Николаевич Бочкарев (ХС):

   ... Доклад В.И. Рогатина правильный. На БС-90 произошла не АВАРИЯ, а аварийная ситуация, проходившая под контролем химиков и механиков.
   АВАРИЯ была признана ГК ВМФ (ДИРЕКТИВОЙ) в мае 1990 года у 7 причала при вводе установки. Течь в подблочном пространстве первой очереди, поэтому ППУ пришлось вывести.
   Ранее это произошло и в мае 1989 года, но с разрывом “тройника”. Перед БС-90 “тройник” заменили, но он тоже “потек” и химики обнаружили эту неплотность в Средиземном море заблаговременно, что позволило не привести к более тяжким последствиям. Все мои дозиметры и приборы комплекса КМК-1 показывали фоновые значения в обитаемых помещениях. Приборы в необитаемых помещениях превышений радиации (предельно допустимых уровней) не показали.
    ...Орден Мужества действительно некоторые ветераны подразделений особого риска получили, но лишь некоторые – те, кто прошел первыми списками и как ветераны ПОР, а не как ликвидаторы аварии, которые получили дозы облучения. Дальше и до сегодняшнего дня ветераны ПОР орден Мужества не получили - скорее из-за волокиты чиновников и в том числе и военных чиновников. Ветераном ПОР можно было стать, лишь участвуя в ликвидации АВАРИИ.
История атомного ракетного крейсера Киров

Альберт Беникович Акопян (БЧ-5):

   ...С технической точки зрения продолжать находиться в районе БС с одним реактором в мирное время категорически нецелесообразно. Объясню по порядку. Режим "кольцо" является исключительно крайней мерой достижения ТТХ при неработоспособности одного реактора. Для крейсера с большой величиной парусности (около 5000 кв.м.) находиться в районе интенсивного судоходства без каких либо средств, способных осуществить при необходимости его буксировку, как минимум необоснованный риск.
    Режим "кольцо" описывается в технической документации. В свое время с Олегом Ивлевым (я тогда был командиром МКГ а он инженером ГДУ-1) мы достаточно плотно изучили его, причем Олег подготовил чертежи с предложениями по улучшению живучести ПТУ; так вот - еще тогда мы знали, что на "автомате" этот режим не работает и даже знали ПОЧЕМУ. Возвращаться было необходимо, пока еще существовала возможность вернуться своим ходом. При этом нельзя забывать, что РКУ 1,2 обладали существенно меньшей надежностью для длительного обеспечения хода кораблю (ресурс, износ, склонность к загрязнениям, большой расход топлива при его малых количествах и т.д.).
   Принятое решение на возвращение считаю правильным для мирного времени. Переход на самом деле не был "прогулкой", все помнят о штормовых условиях перехода, техника и люди не подвели...

Илдар Исмаилов (БЧ-7):

   “Я входил в состав фотогруппы и в основном находился или на “крыльях” ходового или рядом с оперативной рубкой, поэтому был в курсе всего, что происходило “наверху”. наша боевая прервалась по причине аварии, и когда обсуждался вопрос о возвращении в базу, то наши старшие офицеры пытались получить разрешение на то, что бы переждать сильный шторм в Атлантическом океане, но в ответ из микрофонов только услышали резкое “В БАЗУ”.
   Насколько я помню, пробивали ещё вариант нашего ухода из Средиземки в какой-нибудь порт в Черном море, но начальством выше это предложение было отклонено.
История атомного ракетного крейсера Киров
Таким образом, мне посчастливилось побывать в очень сильном шторме (говорили, что мы прошли через 12 балов), по крайней мере, после выхода из Гибралтара в Атлантику нас преследовал короткое время португальский корабль, который шёл за нами как подводная лодка, т.к. было видно только верхние антенны и после непродолжительного слежения за нами, он повернул и ушёл в обратную сторону. После того как мы прошли эту полосу шторма, пришла ещё радостная весть - в это время в Атлантике проходят учения блока НАТО, поэтому у меня и появилось много фоток разных самолётов. Естественно, что с приходом более спокойной погоды возле нас появился корабль Натовцев, но это было нормальным явлением, что нас сопровождают. По пути особо приключений не было. Да, ещё нам приказали махать норвежскому маленькому (как говорили, частному) самолёту, который получил через МИД СССР разрешение на облёт корабля с целью замеров радиоактивности нашего корабля, т.к. в блоке НАТО пошли слухи, что Киров идёт в базу на автопилоте и что большая часть экипажа уже погибла от повышенной радиации на корабле. Поэтому В.Рогатин получил приказ напрямую из Москвы на то, что бы все свободные от вахт моряки во время облёта вышли на верхнюю палубу и махали руками, дабы показать им, что экипажжив и здоров. Ну а когда мы стали подходить в наши родные пенаты, то тут-то мы были остановлены родными русскими гринписовцами, которые перегородили нам проход по заливу. Помню, что долго решался вопрос по поводу места нашей стоянки, а после того, как мы встали, моя вахта на ходовом (как фоторазведка) закончилась. С момента поломки и до прихода обратно, многие моряки особо много ничего не знали, т.к. было сказано, что в связи с проблемами в реакторе мы возвращаемся в базу. У многих были переживания по поводу того, что может ли реактор рвануть и каков фон, а в большинстве своём моряки несли свою повседневную вахту и всё. Среди офицеров были такие же переживания, да плюс к этому ходило очень много (зачастую противоречивых) слухов, но опять таки они были связаны с тем, что на корабле очень повышенный фон и что же будет после боевой.... Ну и так как мне оставалось служить всего несколько месяцев, то я занялся вопросом подготовки себя к сходу. Вот в принципе и всё, что я помню на сегодняшний день. С уважением, Илдар Исмаилов...”
Павел Федорович Вершинин:
    Поначалу про нас много чего говорили. Сейчас, конечно, тема эта сошла на “нет” - время лечит...Тем не менее, иногда на различных Форумах в сети Интернет появляются различного рода толкования аварии “Кирова”. Обычно я отвечаю так: Не надо верить всему, о чем говорят в матросских кубриках и в очередях магазинов Североморска.
Январь 1990 г. Средиземное море.


“...Словно бы подтверждая известное наблюдение, что все неисправности случаются в самый неподходящий момент, тревожный доклад о прорыве прокладки на трубопроводе подачи воды к дроссельно-увлажнительному устройству прозвучал ночью, когда крейсер к тому же находился в узкости и был ограничен в маневре. Экстренное снижение мощности паропроизводительной установки (ППУ) грозило обесточнванием систем и механизмов, потерей хода. Растеряйся, промедли специалисты ВЧ-5, несшие в этот момент ходовую вахту, и последствия могли быть серьезными.
    Оператор ППУ лейтенант Р. ОСОСОВ, вахтенные центрального отсека старшие матросы И. ТИМОЩУК, Т. АХМЕДОВ не растерялись, грамотно и быстро произвели необходимые переключения агрегатов ППУ.
    Через считанные минуты на место происшествия прибыл командир дивизиона движения капитан 3 ранга С. ДМИТРИЕВ и, оценив обстановку, приступил к организации, координации действий подчиненных в непростых условиях.
История атомного ракетного крейсера Киров
БС- 89/90гг Январь 1990 г. Средиземное море
Офицеры БЧ-5.Слева направо:
А.Егоров, С.Дмитриев, Б.Нижегородцев, А.Акопян
   Командир первой машинно-котельной группы (МКГ) старший лейтенант А. МАРЧУКОВ, старшие матросы А. ТИТОВ, А. ТУТАЕВ, В. ТУХТАЕВ, матросы А. КУЛЕШОВ, А. ОРЛОВ, В. СКЛЯР, С. ЮРИН обеспечили кораблю управляемость и минимальный ход под резервной котельной установкой носового эшелона.
   Тем временем личный состав второй МКГ, возглавляемый капитан-лейтенантом В. ПУДРОВСКИМ, в густом пару, под струями воды, температура которой достигала 60—70 градусов, вывел кормовой эшелон в турбогенераторный режим и устранял неисправность. В максимально сжатый срок мичман С. ШКАЛИКОВ, старшина 2 статьи Д. СЕИДОВ, старший матрос Р. ПЕТРОВ, матросы О. ПОЛУЯНОВ, У. КИКИМБАЕВ, Е. ЕВСТАФЬЕВ демонтировали поврежденный участок трубопровода, изготовили и заменили прокладку. Отбой аварийной тревоги прозвучал на крейсере глубокой ночью. Но личный состав БЧ-5 находился на боевых постах в повышенной готовности до тех пор, пока не отпали все сомнения в устойчивости режима работы главной энергетической установки...”
“На страже Заполярья” от 19 апреля 1991г.
История атомного ракетного крейсера Киров
Прощай, океан... Завод – зовет!
Собрались на 4 месяца, а получилось – навсегда!!!
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Из личного дела А.Стародумова:
Наплаванность корабля, в которых я участвовал:

11.12.82-31.12.83 - 11328 миль
01.01.84-27.12.84 - 23074 мили
28.12.84-25.12.85 - 8892 мили (724 ходовых часов)
26.12.85-19.12.86 - 15481 миля (915 ходовых часов)
20.12.86-18.12.87 - 7800 миль (740 ходовых часов)
01.01.88-31.12.88 - 22 мили
01.01.89-31.12.89 - 13980 миль
01.01.90-26.07.90 - 16175 миль
Точно помню, что на штормовые испытания я не ходил, - был в отпуске, так что список неполный.
История атомного ракетного крейсера Киров

Раньше за такие фото срок давали!!!


История атомного ракетного крейсера Киров
10 лет спустя…
История атомного ракетного крейсера Киров
...многие получили фотографию корабля с дарственной надписью: “В память о 10-летии крейсера “Киров” с наилучшими пожеланиями.
Командир крейсера “Киров”
капитан 1 ранга В.Рогатин.
21.04.1991г.”
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
 
На официальное празднование 10-летия подъема Краснознаменного флага, которое состоялось в Росте, приглашали не всех.
Выборочно.
Многие посчитали это несправедливым и не пришли ... пошли “другим путем”.




История атомного ракетного крейсера Киров


Поэтому мы собрались (уже неофициально) в “Океане”:
Сидят: И.Федоров и М.Партала
Стоят в 1-м ряду слева направо: В.Сигов, А.Кассай, Г.Поляков, Б.Пономарев, В.Коцофана, А.Романько, Л.Коваленко, М.Бродский.
2-й ряд: Б.Нашутинский, В.Тубальцев, А.Шахрай, А.Патрусов, И.Дрекалов, А.Никошин
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
В.Тубальцев и Б.Нашутинский (дивизион УРО)
“Осназовцы” А.Романько,И.Федоров и А.Шахрай
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
На первом плане – А.Патрусов (БЧ-2).
Справа: М.Партала (БЧ-7), В.Сигов (БЧ-7).
Слева – штурман-инженер М.Бродский
А.Никошин (БЧ-2) и Л.Коваленко (БЧ-7)

“ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ”

   Первым всегда трудно. И, несмотря на обилие наград, судьбу первого советского атомного ракетного крейсера “Киров” вряд ли можно назвать безоблачной. Трудно шло проектирование и строительство. Непросто было осваивать новую технику и оружие. Наконец, став с самого начала любимым детищем тогдашнего главкома ВМФ, корабль был не только обласкан заботой и повышенным вниманием, но и не раз испытал “прелести” совмещения боевой учебы с многочисленными смотрами, парадными, представительскими мероприятиями.
    Но, несмотря ни на что, сегодня все, чья жизнь и служба были связаны с “Кировым” и связаны ныне, вправе гордиться этим.
    Не потому, что праздник. А потому, что они справились со всеми испытаниями и помогли первому боевому надводному атомоходу занять почетное место в боевом строю. Их умом, руками, преданностью и самоотверженностью написана десятилетняя история корабля.
    Трудно быть первым. Но, приняв славное имя у Краснознаменного легкого артиллерийского крейсера “Киров”, экипаж атомохода обрел и надежное плечо в лицо совета ветеранов крейсера, возглавляемого капитаном 1 ранга в отставке Л. Александровским.
   6 мая 1984 года, когда на новом “Кирове” побывала делегация совета во главе с последним командиром ЛАК “Киров” капитаном 1 ранга К. Гильмановым, дружеские связи особенно окрепли. Ежегодные встречи экипажа с ветеранами-“кировцами” А. Геллером, Н. Любавиным. В. Орешниковым, Г. Гусмановым, Н. Кочурой, Г. Рубинским, И. Стрембеем, В. Устименко и другими помогают морякам узнавать из первых уст противоречивую правду о войне, пробуждают интерес к истории и традициям флота.
    Безусловно, важны эти встречи для ветеранов. И потому, что они могут убедиться, как стараниями офицеров В. Рогатина, А. Петрова, Л. Пугачева, В. Малыги, С.Путри, С. Дмитриева, А. Горбаня, В. Цвигуна, Ю. Петренко, Л. Коваленко, старших мичманов С. Шкаликова, Ю. Лебедева, В. Панаса и многих-многих других членов экипажа сохраняются, приумножаются дух и традиции “Кирова”.
    И потому, что тепло и внимание моряков очень нужны этим давно уже немолодым, вынесшим страшные тяготы войны, и потому нередко серьезно больным людям.    Жива и крепка уже многие годы и другая кировская традиция. Еще в марте 1943 года ЦК ЛКСМ Казахстана принял шефство над крейсером “Киров”. 50 лучших комсомольцев - добровольцев послал Казахстан служить на корабль взамен моряков, выбывших из строя в боях с фашистами. 6 вагонов с продуктами направили из республики в блокадный Ленинград для экипажа “Киров”. Поделившись ими с детьми, “кировцы”, в свою очередь, спасли десятки и сотни жизней.
     И сегодня, когда обострилась в обществе межнациональная рознь, экипаж “Кирова” и комсомольцы Казахстана дорожат давней дружбой, регулярно обмениваются делегациями, помогают друг другу. 50—60 молодых парней ежегодно приходят служить на крейсер по путевкам ЦК ЛКСМ Казахстана, и служат на совесть.
Многих из них, как, например, старшин 1 статьи О.Оспанова, С.Игликова, старшину 2 статьи Ж.Карбузова, старшего матроса В.Телебергенова, сегодня называют среди лучших специалистов корабля.
История атомного ракетного крейсера Киров

Анатолий Павлович РОМАНЬКО
вспоминает молодость...
   Так что в день 10-летия крейсера немало будет на “Кирове” радостных встреч. Дорогих гостей, верных друзей ждут “кировцы” на свой праздник.
“На страже Заполярья” от 19 апреля 1991г.

Наступило время перемен…










    А КАК  нас переименовывали - можно увидеть в майском номере “Морского сборника” за 1992г.
Ни номера Указа, ни объяснений…
   НИЧЕГО! Поставили перед фактом. Не знаю, КТО именно предложил эту идею.


   По слухам, даже ГК ВМФ (29.11.85 - август 1992гг) адмирал флота В.Н.Чернавин узнал об этом случайно…







    А Вы помните, Владимир Николаевич, какие слова Вы произносили 12 апреля 1981г, на кого советовали равняться, какого крейсера традиции призывали нас поддерживать?...
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров



Чернавин Владимир Николаевич

(род. В 1928г.) – адмирал флота (1983г).

В 1951г. окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе

С 1 июля 1977 года – 1981гг командующим Краснознамённым Северным флотом
С декабря 1981 года - начальник Главного штаба Военно-Морского Флота
С 29 ноября 1985 года по август 1992г. - Главнокомандующим Военно-Морским Флотом
В 2003 году удостоен звания лауреата премии имени Петра Великого с вручением золотой медали - “За выдающийся вклад в развитие и укрепление Государства Российского”.







Вот и все – нет больше Краснознаменного Тяжелого Атомного ракетного крейсера “КИРОВ”.

НОВЫЕ ИМЕНА даны кораблям ВМФ.
Моряки не очень довольны.

   21 мая 1992г “Красная звезда” сообщила о том, что подписан Указ Президента Российской Федерации Бориса Ельцина о переименовании некоторых кораблей Военно-морского флота. В частности, на Северном флоте у тяжелого атомного ракетного крейсера “Киров” отныне новое имя – “Адмирал Ушаков”, у “Калинина” - “Адмирал Нахимов”.
    Крейсер с именем “Адмирал Нахимов” уже был в Рабоче-крестьянском Красном Флоте. Но, видно, потому, что флот назывался Рабоче-крестьянским, кому-то не понравилось имя смоленского дворянине Павла Степановича Нахимова, и корабль в 1922 году переименовали в “Червону Украину”. Не повезло и другому адмиралу дворянину Михаилу Петровичу Лазареву, В 1926 году его имя убрали с борта корабля, заменив на другое — “Красный Кавказ”. Указом Президента России имя “Адмирал Лазарев” дано ТРКР “Фрунзе”. Итак, можно сказать, восстановлена историческая справедливость.
    Первую реакцию на Указ о переименовании я услышал от руководителя пресс-центра Северного флота капитана 2 ранга Александра Веледеева. Выражая официальную точку зрения командования флота, он сказал:
   “Указ — государственный документ. Мы — люди военные, наше дело — исполнять. Конечно, двух позиций быть не может по этому вопросу”.
    Хотя именно с выполнением Указа ясности пока нет. Он явился большой неожиданностью. Вот что рассказал мне начальник одного из управлений Северного флота контр-адмирал В. Кузнецов:
    “Раньше инициатива шла снизу. Выполняя распоряжение Главного штаба ВМФ, мы подали предложение о переименовании кораблей, названия которых связаны с партийными съездами, например, “XXVI съезд КПСС”. Но вместо решения, принятия которого на флоте ждали, поступила исполнительная директива о переименовании 13 кораблей так называемой “комсомольской эскадры”, то есть тех кораблей, в названиях которых фигурировали слова “комсомол”, “комсомолец” — например, “Челябинский комсомолец”. О переименовании тяжелых крейсеров я узнал из печати. Видимо, наше мнение уже никого не интересует, если нас не спрашивают, — сказал контр-адмирал В. Кузнецов.
    Переименование военного корабля связано с состоянием боевой готовности флота, планами боевой подготовки, судоремонта и материально- технического обеспечения. Как объяснил мне главный инженер 35-го судоремонтного заводе в Мурманске капитан 1 ранга В. Мирошниченко, буквы изготавливают и наваривают всегда на судостроительных заводах. У мурманчан нет опыта подобных работ и технических возможностей. Очевидно, замена названия корабля на бортах и корме — дело не одного месяца и даже не одного года. К примеру, несколько лет назад было принято решение переименовать авианесущий крейсер “Баку”. Новое его имя — “Адмирал Флота Советского Союза Горшков”. Стальные буквы старого — срезали, а нового — не могут изготовить. Каждая “буковка” весит около трех центнеров и стоила до недавнего повышения цен 2,5 тысячи рублей.
    “Николаевский судостроительный завод запросил за изготовление трех комплектов букв — на борта и корму, общим весом 40 тонн — 2S0 тысяч рублей в ценах i квартала 1992 года, — сказал мне заместитель начальника технического управления Северного флота капитан 1 ранга В. Заграй.
    И это без учета стоимости наварки букв на борта и корму, которая обойдется в сотню тысяч рублей. Прибавить сюда стоимость похода корабля вокруг Европы в завод, стоянки, обслуживания — получается шестизначная цифра. А обеспеченность кораблей Северного флота судоремонтом, по официальным данным, составит в 1992 году лишь 27 процентов. Я позвонил на мурманский завод. Капитан 1 ранга В. Мирошниченко уточнил, что сейчас финансирование судоремонта сократилось фактически на 50 процентов. Корабли стоят у причалов как памятники.
    Оставить без ремонта остро нуждающиеся в нем корабли, а на их место и за их счет к заводскому причалу поставить находящиеся сейчас в строю для замены названий на бортах — это все равно, что выписать из больницы больных, а на освободившиеся койки положить здоровых людей.
    С другой стороны, какую замену в море подыскать тяжелому крейсеру, чтобы с его постановкой в завод не снижалась боевая способность флота?
    Ну а если у корабля останется прежнее название, или его вообще не будет — разве он не сможет выполнять задачи в море? Что более необходимо: боеспособность флота или имя на бортах?
    Возможно, прагматизм в решении этой проблемы не всеми будет принят и одобрен, ибо у нее есть еще одна — нравственная, чисто человеческая сторона, которую нельзя сбрасывать со счетов.
    Обратимся к мнению людей.
    “Я считаю, что название “Киров” можно было оставить крейсеру, — сказал мне при встрече на “Кирове” командир группы старший лейтенант Г. Синельников, прослуживший на корабле четыре года.
    Это мнение разделяет подавляющее большинство офицеров и мичманов экипажа. На собрании, которое состоялось сразу после подписания Указа, они единогласно решили обратиться с просьбой к Президенту России о сохранении прежнего названия корабля, Свое решение моряки объясняют тем, что корабль унаследовал имя от прославленного артиллерийского крейсера.
    С письмами в адрес Президента России Б. Ельцина, Главнокомандующего ОВС СНГ маршала авиации Е. Шапошникова, командующего ВМФ СНГ адмирала флота В. Чернавина обратились ветераны: матросы, старшины, мичманы, офицеры и адмиралы, служившие на артиллерийском крейсере “Киров” и воевавшие на нем с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Они написали, что экипаж крейсера “Киров” не посрамил чести и достоинства моряков славного российского флота. О его героических подвигах сложены песни, написаны книги. В Санкт-Петербурге сооружен памятник морякам “Кирова”. Ветераны крейсера, воевавшие за свободу Родины, просили восстановить незапятнанное имя своего корабля и унаследованное теперь атомным крейсером Северного флота. По поручению ветеранов “Кирова” это письмо подписал председатель совета ветеранов капитан 1 ранга А. Александровский.
    В тот день, когда я был на “Кирове”, корабль посетила группа преподавателей и слушателей Военной академии Генерального штаба ОВС СНГ. Я встретился с ними и поинтересовался, что они думают по поводу переименования кораблей.
    “ Я за сохранение традиций русского флота и ничего не имею против того, чтобы современные корабли называли именами прославленных русских адмиралов: Лазарева, Нахимова, Ушакова, Корнилова и других. Но считаю, что новые имена надо девать новым кораблям. А существующие названия кораблей — это уже часть истории Военно-Морского флота, — высказал свое мнение старший преподаватель академии капитан 1 ранга В. Шаталин.
    Его поддержал генерал - майор А. Калашников, в прошлом — первый заместитель командира армейского корпуса, а ныне — слушатель академии, и, что особенно важно, человек, далекий от флота, чье мнение, на мой взгляд, непредвзятое и объективное.
    Интересно было узнать и суждение человека, непосредственно организующего работу по реализации Указа Президента России, — контр-адмирала В. Кузнецова.
    “Указ мы, конечно, выполним, но предстоящая работа мне не по душе. Я считаю, что к вопросу о переименовании надо подходить дифференцированно, а частности, не переименовывать крейсер “Киров”, — сказал Владимир Николаевич.
    Мысленно я согласился с ним. Название корабля в сознании людей давно не отождествляется с фамилией человека. Мы говорим: “Киров”, но подразумеваем не Сергея Мироновича Кострикова по партийной кличке “Киров”, в атомный ракетоносный крейсер, который один на весь Военно-Морской Флот. Это собственное имя корабля. Не лучше ли дать кораблю возможность дожить свой век с тем именем, которое дано ему от рождения?
    “Что в имени тебе моем?..” Для флотского человека — многое: любовь к кораблю, верность его Флагу, традициям, которые гораздо старше самого имени и более консервативны, неизменны по сравнению с политическими вкусами и пристрастиями. Не припомню случая переименования кораблей ВМС Великобритании или США.
    Не мог вспомнить подобного прецедента и знакомый мне начальник разведки объединения подводных лодок капитан 1 ранга М. Кибальный, к которому я обратился за помощью. В истории российского флота, очевидно, они все-таки были. Я нашел лишь один пример: в марте 1907 года крейсер “Кагул” был переименован в крейсер “Память “Меркурия”. Зато в истории Советского Военно-Морского Флота, особенно в 20—40-е годы, большинство кораблей были переименованы. Некоторые — по три, четыре раза.
    Уже в наше время новейший авианесущий крейсер Северного флота четырежды менял свое имя: “Советский Союз”, “Маршал Брежнев”, “Тбилиси”, а ныне — “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Более сотни тонн стали потратили при постройке лишь на смену названий.
    Сегодня мы пытаемся освободиться от груза догм и заблуждений, вытравливаем, вымарываем, вырываем из нашей истории страницы, имена, даты, названия. В чем целесообразность массовых, проводимых по-большевистски, переименований? Ведь срезанное с бортов имя остается не только на закладной доске корабля, но, главное, — в памяти людей. Не продолжается ли по-прежнему воспитание в духе двоемыслия и двоедушия?
    Моряки меня спрашивали: на флоте есть корабли - “ленинцы”, как, например, атомная подводная лодка “Ленинец”, — их тоже переименуют? Не осталось и кораблей, названия которых, как биографии людей, кому-то показались с “изъяном”: “Тбилиси”, “Баку”. Что же, на очереди изменение политико-географической генеалогии “Киева” и “Симферополя”? Впрочем, опережать историю — занятие неблагодарное.
    “Жалкий народ, для которого не существует прошедшего”, — писал Пушкин. Нас и впрямь надо пожалеть. Из каких истоков пополнять нам сегодня запас своей нравственности, преданности Родине, традициям, своему делу, кораблю, его Флагу?
История атомного ракетного крейсера Киров

   Приведу пожелание еще одного человека, которого уважаю и в которого верю, как верит в него вся Россия, Президента Б. Ельцина.
   Вот какую запись оставил Борис Николаевич в Книге почетных посетителей “Кирова” 28 мая прошлого года — чуть более года назад до подписания своего Указа.
   “Впервые на крейсере — отличный корабль. Думаю, что “Киров” — один из лучших кораблей в Министерстве обороны.Спасибо за гостеприимство, за хорошую встречу с личным составом. Удачи вам, развития хороших традиций “кировцев”, попутного ветре, устроить свою судьбу после демобилизации. Ваши пожелания обязательно учту в своей работе.
Б. ЕЛЬЦИН”.
    Пожелание Президента морякам развивать хорошие традиции “кировцев” находит горячий отклик и поддержку в экипаже, в совете ветеранов. Верность имени - это тоже традиция. Моряки доверяют своему Главнокомандующему. И сегодня лишь гадают, с чьей “подачи” он принял решение о переименовании.
    …А пока на Североморском рейде застыл в строгой красоте “Калинин”, у причала — “Киров”. В обиходе моряки называют корабли еще теми именами, которые значатся на их бортах.


Капитан 2 ранга В. ГУНДАРОВ.
“На страже Заполярья” от 06 июня 1992г

“…На встрече с военными моряками Северного флота на борту атомного ракетного крейсера "Киров" Председатель Верховного Совета РСФСР много говорил о том, какие меры российский парламент намерен принять для защиты прав военнослужащих и их семей.
"Вечерний Мурманск" от 28 мая 1991 г.


   А что говорят этим пацанам ?
    Отправить в утиль боевой крейсер, который и половину своего срока не отбыл в морях; сделать из него развлекательный центр для тех, кто не был в океане и никогда там не будет –
   ЭТО МУЖЕСТВО ?!
   Или ЭТО – новое мышление?!
История атомного ракетного крейсера Киров

КОРАБЛЬ ИХ СУДЬБЫ

Капитан 1-го ранга А.Романько, бывший командир группы ОСНАЗ крейсера “Киров”:
   “На крейсер “Киров” я пришел в августе 1977года. Любой из тех, чья флотская биография начиналась на “Кирове”, скажет, что этот корабль стал фундаментом для всей их дальнейшей судьбы.
    Здесь мы получили главную профессиональную и нравственную закалку. Другого такого же дружного флотского коллектива за 23 года моей службы больше не было. Поэтому я вспоминаю время моего становления на этом крейсере как лучшие годы моей жизни.
    А связи с моими первыми сослуживцами, с которыми пройдены тысячи нелегких походных миль и которые стали моими лучшими друзьями, продолжаются и по сей день. Поэтому для меня слова “морское братство” и “флотское товарищество” - не пустой звук, это не лозунги, это - правда, выверенная жизнью.”
Капитан 1 ранга Валерий Балковский, бывший командир группы ОСНАЗ крейсера “Киров”:
   “ Как офицер и специалист я состоялся благодаря этому кораблю и его замечательному экипажу. Больше таких подготовленных офицеров, мичманов, матросов я не встречал.
    Считаю, что мне в жизни повезло один раз: то, что я в самом начале своего пути попал на этот корабль. В дальнейшем я уже нигде не встречал таких редких по нашим временам человеческих взаимоотношений, регулируемых негласным кодексом офицерской чести.
    Наш первый командир Александр Сергеевич Ковальчук был в полном смысле слова кумиром нашей молодежи, образцом для подражания. До конца моих дней я буду с благодарностью вспоминать этого незаурядного человека, из рук которого мы приняли символическую эстафету - служение Родине не за чины и награды.”
История атомного ракетного крейсера Киров
Капитан 1 ранга запаса Александр Вицко, бывший секретарь комсомольской и партийной организаций крейсера Киров”:
    “Для меня корабельная школа стала лучшей практикой воспитательной работы, которая в дальнейшем определила мою флотскую судьбу на долгие годы.
    Приятно вспомнить эти славные годы, тот энтузиазм, с которым мои товарищи вместе со мной учились своей профессии, занимались общественной работой, боролись с недостатками, дружили и верили в судьбу, в наше общее светлое будущее. Многих из них я не терял из виду, встречались, общались, помогали друг другу и в службе, и по жизни.”
Капитан 3 ранга запаса Александр Кассай, первый командир стартовой батареи зенитно-ракетного комплекса С-300-ф:
    “Служба на “Кирове” дала мне очень много и как молодому лейтенанту, и как специалисту по ракетной технике. Пришел я на крейсер в августе 1977 года. Все было ново, интересно. Мы были первыми, и это налагало большую ответственность. В дальнейшем, когда я перешел служить в лабораторию, мне пригодился опыт взаимодействия с представителями нашей промышленности, занимавшимися у нас на корабле доводкой военной техники.”
История атомного ракетного крейсера Киров
Майор запаса Юрий Гриппов, бывший начальник оркестра – военный дирижер крейсера “Киров”:
   
“Я окончил военный факультет Московской консерватории. На пятом курсе узнал, что мне предстоит дорога на Северный флот и служба на самом мощном и современном боевом корабле ВМФ. Не скажу, чтобы эта перспектива меня особенно пугала, но когда я увидел воочию этот суперкорабль, начиненный сложной боевой техникой, почти недоступной моему музыкальному пониманию, то невольно растерялся. Однако сослуживцы встретили меня гостеприимно и дружелюбно. Меня охотно водили по кораблю до тех пор, пока не освоился, и за каждую “экскурсию” я в глубине души испытывал огромную благодарность к ребятам, понявшим мое душевное состояние, по сути гражданского человека, знакомого больше с нотами, чем с корабельной техникой и особым укладом корабельной жизни.
История атомного ракетного крейсера Киров
    Надо сказать, что со временем я органично вписался в коллектив, завоевав его полное доверие, и с удовольствием вспоминаю это время, когда наш экипаж был, действительно, самой дружной, большой семьей. Помню песни нашей юности, наш корабельный хор и одного из наших самых лучших солистов с песней “Ой, да не вечер, да не вечер...”. Какая удача, что все это было, и сам Александр Сергеевич Ковальчук благословил меня, на долгую дорогу в море: действительной военной службе я отдал больше двадцати лет.”
“Североморские вести” от 6 октября 2000г.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Первый подъем Андреевского флага…
1992г.
Вахтенный офицер лейтенант Непомнящий С. (ХС)
Дежурный по кораблю Олейниченко В.В.(БЧ – 2).
Ремарка: Не было такого атомного крейсера – “Адмирал Ушаков” - в море. НЕ БЫЛО!!!
История атомного ракетного крейсера Киров

Интересный документ:
Из радиопередачи “Эхо Москвы” от 27.10.2005г

   Корр. ... Тогда, Игорь, может быть еще и расскажешь об этой традиции передавать имена, потому что до того, как появился эсминец Ушаков, был корабль, который носил это же имя, сейчас он стоит на утилизации, да?
   И. ДЫГАЛО: Я думаю, что тогда просто сама идея была прекрасной, и она была поддержана флотом. Флот не мог не поддержать эту идею, и корабль фактически был поставлен на завод для того, чтобы с ним произвести определенную работу. Но здесь необходимо четко понимать, что этот корабль был первым атомным крейсером, он раньше назывался крейсер “Киров”, и, естественно, чтобы его модернизировать и вернуть к тому состоянию, в каком он был, необходимо было задействовать все производственные линии военно-промышленного комплекса Советского Союза. Но, естественно, Советского Союза уже не было, то есть затраты, ну просто баснословная сумма, очень большая, можно построить несколько кораблей, отремонтировать. Поэтому в этой ситуации я считаю, что все-таки имя перешло. Я думаю, что в перспективе, когда активизируется кораблестроительная программа, все-таки имя Ушакова появится и на борту крейсера...
   В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я хочу, кстати, ответить конкретнее на тот вопрос, который был задан. Традиция передавать имена кораблей существует со времен возникновения флота и во всех флотах мира. И в нашем флоте еще существует такая традиция, что если корабль был гвардейский или краснознаменный, то вместе с именем ему передается гвардейский флаг и гвардейская лента.
   И. ДЫГАЛО: У вас же был гвардейский корабль “Москва”?
   В. ПЕПЕЛЯЕВ: Нет, он не был гвардейским.
   И. ДЫГАЛО: А сейчас гвардейский?
   В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я сейчас объясню. “Москва” назывался крейсером “Слава” при постройке, и когда его переименовали в “Москву” - ну это нужно было тогда сделать из разных соображений - то было принято решение, что тот гвардейский флаг, который был у крейсера “Слава” передать крейсеру “Москва”. То есть он перешел не с именем, а с кораблем остался, тут немножко другая ситуация.
   И. ДЫГАЛО: Я здесь добавлю. Дело в том, что сейчас в строю Черноморского флота есть крейсер “Москва”, гвардейский крейсер ракетный. И имя крейсера, на котором служил Владимир Викторович, оно перешло к этому кораблю.
   В. ПЕПЕЛЯЕВ: Имя перешло, да, а флаг остался с кораблем
   Корр.: На этом придется поставить точку, потому что время нашей программы подошло к концу. Сегодня в гостях у нас был Владимир Викторович Пепеляев, заместитель начальника Главного штаба ВМФ, контр-адмирал …” (с 2006г – вице-адмирал)
   (Ремарка: В.В.Пепеляев, выпускник ЧВВМУ им Нахимова 1975г., командир отделения в 1972-73гг. будущих офицеров “Кирова”: О.Гуркина, Б.Пономарева, В.Титаренко, В.Тубальцева.
    Эх, Володя…Как у вас все просто! Как же ты своим товарищам по “Москве” (той, на которой прошла твоя молодость, а не той, где ты сейчас) в глаза смотришь? А если бы Рома Абрамович взял шефство над “Славой”, то - в “Чукотку” бы переименовали? А что, ну это нужно было тогда сделать из разных соображений - твои слова…

ТРЕХСТОРОННИЕ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ ИГРЫ РУКУС -95

   Командно-штабная игра “РУКУС-95” (сокращение, означающее Россия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты – RUSSIA, UNITED KINGDOM, UNITED STATES) была проведена в период с 17 по 22 апреля с использованием тренажерного комплекса “Океан”. Российскую делегацию возглавлял первый заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Юрий Анатольевич Кайсин. Главой делегации США являлся начальник военно-морского колледжа контр-адмирал Джозеф Ч.Страссер. Делегацию Великобритании возглавлял заместитель начальника штаба обороны контр-адмирал Джон Трюби.
   По завершении игры и переговоров делегации трех стран посетили Северный флот. Там они побывали на ракетном крейсере “Адмирал Ушаков”, подводной лодке проекта 671 РТМ, у мемориала героической ПЛ времен Великой Отечественной войны “К-21”.
(“Морской сборник” 1995г., № 6)
   “Делегация представителей Вооруженных Сил США под руководством главнокомандующего объединенным стратегическим командованием (ОСК) генерала Ю.Хабигера посетила с деловым визитом Северный флот. В составе делегации были командующий подводными силами Атлантического флота ВМС США вице-адмирал Р. Майе и военно-морской атташе США в России капитан 1 ранга Т.Фэдисин.
    Гости были приняты командующим Северным флотом адмиралом О.Ерофеевым, посетили атомный подводный крейсер стратегического назначения и встретились с экипажем тяжелого атомного ракетного крейсера " Адмирал Ушаков "”.

( Морской сборник 1998г. № 7)
“...Вице-адмирал Чжан Ляньчжун (Quin Lianquin), командующий Военно-морскими силами Народно-освободительной армии Китая, прибыл в Москву по приглашению Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Феликса Громова. В ходе десятидневного визита китайский военачальник планирует...побывать на атомном ракетном крейсере "Адмирал Ушаков"... По словам г-на Чжан Ляньчжуна, сказанным им накануне отлета в Москву, его визит "должен способствовать развитию связей между военно-морскими силами двух стран". Во время визита будут также рассматриваться вопросы покупки Китаем военных кораблей в России...” http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=44095
№ 062 от 06 апреля 1993г.
История атомного ракетного крейсера Киров
Побывал. Рассмотрел. Посоветовался с А.Богдановым. Закупил...

М.Партала
в родных стенах ВВМУРЭ им.Попова обучает китайских товарищей.

1999г

   Вот так и готовим собственного противника. Одно радует – наши потери будут минимальными.
Потому как некому будет воевать. И нечем...

 

 

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров ШАГ ВПЕРЕД - ПОЛШАГА НАЗАД
Капитан 2 ранга Г.Сергучев - заместитель командира тяжелого атомного ракетного крейсера “Адмирал Ушаков” по воспитательной работе:
   “...Аналогичная ситуация и на нашем крейсере. Если три года назад у нас было 146 контрактников, то сегодня - 31. Конечно, частично сказались недоработки в плане проведения оргштатных мероприятий, но были и другие причины. С самого начала нам стало ясно, что механизм вербовки контрактников для флота через военкоматы неудачен, его как бы и не было. Поэтому отбирать кандидатов пришлось главным образом из числа матросов и старшин срочной службы. В условиях же, когда приоритетным был установлен количественный показатель, нашлось немало “хитрецов”, которые стремились подписать контракт и получить немалые для матроса деньги, а через год-полтора,.когда истекал срок службы по призыву, вытворяли все что угодно, лишь бы разорвать контракт и уйти домой со своим призывом.
    Но и когда военкоматы все-таки худо-бедно заработали, легче нам не стало. К примеру, прислали на корабль как-то группу кандидатов. Мы обрадовались, а чуть позже за голову схватились: у этих - неоднократные приводы в милицию, у других - отклонения в психике, а один и вовсе совершил уголовное преступление и решил на военной службе скрыться от правоохранительных органов..”.
“Морской сборник”1996г. № 10
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Почётная вахта на годовщину подъёма флага на корабле:
НХС Сааков В.Г., КГА Кудрявцев А.А.
Старпом Б.Ярмолюк и командир корабля С.Попов
Весной прошлого года в Североморске был создан совет ветеранов крейсера “Киров” во главе с капитаном 1 ранга Сергеем Федоровым.
История атомного ракетного крейсера Киров
   В составе этой ветеранской организации - более ста человек, офицеров и мичманов запаса, в разное время служивших на этом уникальном корабле. Они собрались вместе, чтобы не потерять друг друга в этом противоречивом мире, где служивому человеку так сложно найти свое место под солнцем.
    Они объединились, чтобы помочь ветеранам, которые оказались в трудных житейских переплетах, чтобы не терять связи со своим знаменитым кораблем, делиться богатым опытом с экипажем крейсера, заниматься патриотическим воспитанием молодежи.
   На заседании секции, которое проходило 25 сентября, обсуждался вопрос о предстоящей дате: 5 октября исполнится 20 лет, как крейсер “Киров” пришел на Северный флот. Решено провести праздник 5 ноября в североморском Доме офицеров флота с приглашением ветеранов-“кировцев”. В планах на будущее - проведение другого праздника - дня корабля 12 апреля 2001 года.
    Праздники существуют не только для того, чтобы веселиться. Они, как узелки на общей памяти. Кировцам есть что вспомнить и чем гордиться.
    Трудно быть первым, и не каждому дано быть первопроходцем. Но, приняв славное имя Краснознаменного легкого артиллерийского крейсера “Киров”, экипаж атомохода оказался достойным этой высокой чести.
“Североморские вести” от 6 октября 2000г.
История атомного ракетного крейсера Киров История атомного ракетного крейсера Киров

РОГАТИН Владимир Иванович, 3-й командир “Кирова”

Родился 24 февраля 1954 года
1976г – окончил минно-тральный факультет ВВМКУ им Фрунзе
1976 – 80гг – командир БЧ-3 бпк “Зоркий” (пр.57 “а”)
1980 – 83гг – старший помощник командира бпк “Гремящий” (пр.57 “а”)
1983 – 85гг – командир бпк “Гремящий” (пр.57 “а”)
1985 – 87гг – слушатель ВМА им Гречко
1987 – 89гг – старший помощник командира “Кирова”
1989 – 91гг – командир “Кирова”
1991 – 94гг – начальник штаба 43 дивизии надводных кораблей 7 оперативной эскадры
1994 – 96гг – слушатель военной Академии Генерального штаба
1996 – 98гг – командир 43 ДиНК
1997г – контр-адмирал 1998 – 2001гг – начальник штаба 7 оперативной эскадры
2001 – 2005гг – командир Новороссийской военно-морской базы
2002г – вице-адмирал
2005г – 2009гг. заместитель Начальника Военно-морской академии им. Н.Кузнецова
Награжден орденами "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст. (1990 г.), "За военные заслуги" (1995 г.), "Орденом Мужества" (2001 г.).

Ремарка: За время службы в Академии, В.Рогатин НЕ БЫЛ НИ РАЗУ на ежегодной встрече ветеранов корабля на Пискаревском мемориале.


Конец 6 части

Читать следующую часть

Вернуться к оглавлению