Для тех, кто служил на таркр «Киров»
Главная Форум
Блоги
История Фото Видео Встречи Символика Североморск Страница памяти Пресса :)
Авторы
Сергей Дмитриев
03-07-2016 Что происходило с ГЭУ корабля на БС №2. Просмотров - 3491
Что происходило с ГЭУ корабля на БС №2.
10 декабря 1989 года.
Северная Атлантика.
Выросла активность за ПГ№1 носового аппарата. ДОЛОЖЕНО КОМАНДИРУ И ВСЕ ЛЮБЫЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ С ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ С НИМ. Проба пара за ПГ подтвердила рост активности за ПГ№1. Снижения уровня в компенсаторах объёма и давления 1-го контура не наблюдается. Вывод – «МИКРОТЕЧЬ» 1-го контура во второй через газовую неплотность трубной системы ПГ№1.
14 декабря 1989 года.
Замечено снижение уровня в компенсаторах объёма и давления 1-го контура, превышен порог по активности за ПГ№1 носового аппарата. Предварительный вывод – «МАЛАЯ» течь 1-го контура во второй через неплотность трубной системы ПГ№1. Начата проверка всех возможных мест течи. 1-й контур носового аппарата периодически подпитывается.
15 декабря 1989 года.
После проверки возможных мест течи , получения от Начхима результатов анализа пара за ПГ№1 с выводом о неплотности ПГ№1 и, при продолжающих снижаться уровне в компенсаторах объёма и давлении в 1 контуре, сделан окончательный вывод о наличии «МАЛОЙ» течи 1-го контура во второй через неплотность трубной системы ПГ№1. Принято решение об отключении ПГ№1 по второму контуру.
Остановлен один насос 1 контура, отключены два его парогенератора, включая ПГ№1, который отключён двойной запорной арматурой по воде и пару с открытием дренажей межклапанных пространств, чем прекращено попадание первого контура во второй. Убедились, что арматура держит. Установлено ограничение мощности носового аппарата 75%.
После заполнения водой 1 контура объёма трубной системы ПГ№1, который внутри него до отключения занимал пар, должно прекратиться снижение уровня в компенсаторах объёма и давления первого контура. Должно, но не прекратилось. Вновь начат поиск места течи путём осмотра оборудования и поочерёдного отключения его с длительными выдержками.
18 декабря 1989 года.
В течение часа после срабатывания АЗ на обоих аппаратах не получалось запустить ГТГ. Снимать тепло пришлось подачей воды из запасной цистерны в парогенераторы ручными насосами.
6 января 1990 года.
Радиоактивная вода обнаружена в подблочном пространстве носового аппарата.
7 января 1990 года.
Стало окончательно ясно, что на носовом аппарате «малая» течь 1 контура на неотключаемом участке, постепенно увеличивающаяся в своём размере.
Периодически производится подпитка первого контура и удаление воды из подблочного пространства в ёмкости для сбора активных сред. В подблочном пространстве пароводяная смесь.
11 января 1990 года.
Течь заметно увеличилась. Необходимо принимать решение о дальнейшем режиме использования установки. Пока ещё (из-за отсутствия в инструкции жёсткой и чёткой границы между «малой» и «микротечью» ) есть возможность классифицировать течь как « микротечь на неотключаемом участке», что позвляет при необходимости выводить реактор из действия с правом ввода вновь. Если же классифицировать течь как «малую», то аппарат можно использовать в работе до серьёзного ухудшения радиационной обстановки, но если он остановлен по какой либо причине, то повторный его ввод в действие запрещён. Вопрос классификации течи обсуждён с офицерами дивизиона движения и командиром БЧ-5 и доложен командиру корабля.
12 января 1990 года.
Из Североморска получен приказ на вывод носового аппарата с правом его ввода в случае крайней необходимости.
22-00 Носовой аппарат выведен из действия. Начато расхолаживание установки.
16 января 1990 года.
Течь явно уменьшилась.
17 января 1990 года.
На нерасхоложенном носовом аппарате вскрыты проходки в биологической защите под перископы для осмотра верхнего и нижнего подблочных пространств носовой установки. Слышен шум воды, виден поток из верхнего в нижнее подблочное, в котором она скапливается, но конкретное оборудование и место течи определить не удаётся. В верхнем подблочном пароводяная взвесь.
18 января 1990 года.
Продолжен поиск места течи с использованием перископов.
19 января 1990 года.
Вскрыт лаз в нижнее подблочное пространство. На полу 1-й контур, откуда течёт - не видно. В верхнее подблочное пространство лаза нет , попасть туда можно лишь вскрыв блоки биологической защиты, что невозможно в море. Продолжен осмотр перископами.
Проведено совешание офицеров и мичманов дивизиона движения по вопросу использования режима «кольцо» с участием командира БЧ-5, командира ЭТД, командира ДЖ, заместителя командира БЧ-5 кап-л-та Егорова А. В., который за всю историю корабля единственный из политработников нёс на ходу вахту вахтенным инженером-механиком, будучи допущенным к ней установленным порядком. Обсуждалась возможность использования следующего варианта режима «кольцо»:
«Кормовой аппарат на кормовой эшелон, носовой ГТЗА и ПТГ3; носовой вспомогательный котёл на ПТГ1; кормовой вспомогательный котёл в горячем резерве» с целью ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЛНОГО ОБЕСТОЧЕНИЯ КОРАБЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЫСТРОГО ПЕРЕХОДА В РЕЖИМ РАБОТЫ НОСОВОГО ГТЗА ОТ НОСОВОГО ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО КОТЛА В СЛУЧАЕ СРАБАТЫВАНИЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ КОРМОВОГО АППАРАТА.
Предложение использовать изменённый режим «кольцо» доложено командиру корабля. ПОЛУЧЕН ПРИКАЗ КОМАНДИРА НА ОТРАБОТКУ ЭТОГО РЕЖИМА И ПОСЛЕ УДАЧНОГО ОПРОБОВАНИЯ, ОН ПРИНЯТ КАК ОСНОВНОЙ.
21 января.
Объявили, что корабль идёт в базу.
24 января.
Ещё раз осмотрено нижнее подблочное пространство носового аппарата через лаз. Скопление воды 1 контура по углам на полу.
25 января.
Снялись с якоря.
26 января.
Подошли к острову Крит.
27января.
00-00 Неисправность в кормовом эшелоне – пробита прокладка на питательном трубопроводе, большой свищ по питательной воде. Режим «кольцо» разорван, подведён пар от носового вспомогательного котла к главному паровому мостику в носовой машине. ГТЗА №1 даёт ход 4-5 узлов, большей скорости командир не требует. Кормовой эшелон выводится из действия, начаты авральные работы по замене прокладки на питательном трубопроводе. По команде командира корабля носовой аппарат готовится к вводу.
02-00 Носовой аппарат готов к вводу.
02-40 Заменена прокладка на питательном трубопроводе в кормовой машине, начат ввод в действие кормового эшелона.
04-00 Кормовой эшелон введён в работу. Дан ход под обоими ГТЗА.
УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ РЕЖИМ «КОЛЬЦО» ПОЛНОСТЬЮ СЕБЯ ОПРАВДАЛ.
31 января.
Корабль встал на якорь на выходе из Средиземного моря. Интенсивность течи на носовом аппарате уменьшилась почти в два раза, периодически производится подпитка 1 контура.
6 февраля.
Корабль начал движение в Североморск. Прошли Гибралтар. Мощность кормового аппарата 70%.
7 февраля.
Для экономии мазута энергетическая установка переведена в обычный режим «кольцо»:
«Кормовой аппарат на носовой и кормовой эшелоны; носовой и кормовой вспомогательные котлы в горячем резерве».
17 февраля – 5 марта 1990 года.
Пришли в базу. Из разговоров с представителями ТУСФ, СПКБ стало ясно, что главным толчком для принятия решения о возврате корабля послужило получение результатов дефектоскопического исследования, вырезанного за несколько месяцев до выхода на БС кованного тройника системы компенсации объёма, из которых было видно, что на, оставшихся нетронутыми тройниках, в любой момент может произойти разрыв трубы полным сечением. Трещина не дошла до наружной стенки трубы всего 1 мм и самое неприятное – ОЧЕНЬ РАВНОМЕРНО ПО ВСЕЙ ОКРУЖНОСТИ.
Начала работать государственная комиссия.
Вскрыта биологическая защита. Обнаружена течь по красномедной прокладке, уплотняющей крышку питательного коллектора ПГ№1, из полости 2-го контура ПГ№1 в верхнее подблочное пространство в месте, находящемся вне зоны видимости перископа.
Вины личного состава не обнаружено.Действия личного состава признаны правильными и достаточными.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ОКОНЧИЛА СВОЮ РАБОТУ.
Сергей Дмитриев.